Наш мозг подводит в самых важных вещах. Он подстраивает нам коварные ловушки, заставляет соглашаться с неверным мнением и неадекватно оценивать себя. И на то есть веская причина. Не зная этой причины и ее последствий, мы будем ошибаться в своих действиях снова и снова.
Причина проста: мозг помогает нам выжить. Он экономит силы организма. Известно, что при массе в 1,5-2% от веса тела мозг потребляет до 25% всей энергии. Думать – дорогое удовольствие. И потому вместо сложной картины реальности мозг подсовывает нам грубо сделанные двухмерные картинки по принципу «и так сойдет».
И в результате возникает то, что современные ученые называют «когнитивными искажениями» или иллюзиями восприятия. Давайте, разберемся с тем, как это работает.
Мозг не любит думать над новой информацией
Да-да, так и получается экономия. Поэтому мы в любой новой информации ищем, прежде всего, то, что является подтверждением нашей точки зрения, а остальное игнорируем.
В одном из экспериментов, преподаватель приводил на лекции студентов одного и того же человека (даже одежда не менялась), каждый раз представляя его по-разному: дирижером, банкиром, спортсменом и т.д. Когда спустя время студентов попросили описать внешность гостя, они давали кардинально разные портреты, подстраивая их под свои стереотипы о профессии (дирижер высокий, худой с тонкими пальцами – спортсмен широкоплечий).
Я сам наблюдал удивительную картину. Во время общего собрания с сотрудниками склада директор с гордостью объявил: «Мы увидели, что стало не хватать места в раздевалках, поэтому было принято решение построить новый корпус, где будет достаточно пространства. Поэтому в старом корпусе раздевалок скоро не будет!». Я стоял рядом с группой уборщиц. Услышав последнюю фразу, одна из них стала громко возмущаться: «Что значит, раздевалок не будет? Где же мы теперь будем переодеваться? Так и знала, что опять какую-то пакость придумали!..».
Чтобы не напрягаться, мозг предпочитает следовать мнению большинства. В эксперименте Соломона Аша участникам демонстрировались две карточки: на первой изображена одна вертикальная линия, на другой — три. Лишь одна линия со второй карточки соответствовала по длине линии с первой.
Задача участников — ответить на вопрос, какая из трёх линий на второй карточке имеет такую же длину, что и линия на первой. Сложно ошибиться, не правда ли? Но фокус был в том, что все участники, кроме одного, были «подсадными утками». И они раз за разом давали неправильные ответы. И под давлением большинства в 37% случаев настоящие участники соглашались с очевидно неверным вариантом! Представляю, какими идиотами они себя при этом чувствовали…
Наличие авторитета тоже может быть хорошим поводом для мозга отказаться от бремени принятия решений. В знаменитом эксперименте Стенли Милгрэма обычные добропорядочные люди даже готовы были пытать незнакомцев под влиянием авторитета.
Участникам эксперимент представили как исследование влияния боли на память. Один из участников («ученик», которого играл актер) якобы должен заучивать пары слов, а другой («учитель») — проверять правильность и наказывать за каждую ошибку увеличивающимся ударом тока. Ток рос от 15 В до 450 В.
На самом деле никого током, конечно, не били. Но актер очень достоверно изображал растущую боль, вплоть до конвульсий и обмороков. При этом экспериментатор поощрял ситуацию: «Эксперимент необходимо продолжать. Не останавливайтесь, пожалуйста». Как вы думаете, сколько человек дошли до последнего деления переключателя, отказываясь принимать очевидный факт, что ученые спятили и все это за рамками нормы? Выкрутили тумблер до максимума 65% испытуемых.
Эксперимент повторяли много раз по всему миру с тем же результатом. Итог неутешителен: подчинение авторитетам у нас в крови. А точнее в мозге. И когда мы выбираем профессию, место работы, насколько свободен этот выбор?
Воспринимаем ли мы всю необходимую информацию, или ищем (и находим!) лишь то, что служит подтверждением уже сложившегося мнения, которое в нас вложили окружающие?
О том, какие еще бывают когнитивные искажения, и что с этим делать, читайте здесь.
Подписывайтесь на канал, делитесь своим мнением и историями в комментариях. Мне важно вас услышать.