Найти тему
Ювелирные истории

Царские ювелирные шедевры: тиара «Русское поле» Марии Федоровны Романовой

Смотрю на фото драгоценностей царской семьи Романовых и с восхищением любуюсь: какое великолепие и роскошь! Но сколько же шедевров из императорской сокровищницы было разграблено, утрачено, потеряно при конфискации коллекции большевиками. Лишь некоторые ювелирные ценности чудом сохранились.

Остановлюсь подробнее на прелестных, изысканных и радующих глаз украшениях, венчающих царские прически - тиарах. Неудивительно, что именно русские драгоценные тиары во многом диктовали моду на ювелирные изыски по всей Европе. Ведь отечественные творения искусных мастеров отличались особым шиком, виртуозным исполнением и дизайном.

-2

Тиары российской императорской семьи неповторимы, - выполнены в виде великолепных кокошников. В чем их особенность? - спросите вы. По форме они напоминали старинные головные уборы славянских женщин, принадлежащих к знатному сословию. Такими тиарами венчали торжественные прически. Но если драгоценность снять с головы царственной особы и надеть на шею в качестве украшения, то получались необычные ожерелья.

принцесса Мафальда Савойская в тиаре колосья 1925 г.
принцесса Мафальда Савойская в тиаре колосья 1925 г.

Так, вдове императора Павла Первого, Марии Федоровне Романовой, принадлежала оригинальная диадема «Колосья». Филигранный шедевр авторства ювелирной мастерской братьев Дюваль стал любимейшим украшением императрицы. Посмотрите, ведь это настоящее произведение искусства, я просто в восторге: тиара, словно роскошный венок, состояла из шести золотых колосков. Все они, будто под дуновением ветра, клонятся к центру. Между золотыми (похожими на настоящие спелые зерна) колосками вьются тонкие, изящно-кружевные стебли льна. Гении ювелирного мастерства смогли добиться такого реалистичного изображения, что глаз не отвести!

принцесса  Татьяна Сайн-Витгенштейн-Берлебургская  1964 г.
принцесса Татьяна Сайн-Витгенштейн-Берлебургская 1964 г.

Каплями росы на спелых колосьях сияют чистейшие бриллианты, которыми величественная тиара сплошь усыпана. Кажется, что утром выпала драгоценная роса, и прохладные капли застыли на созревших веточках. В самом центре немыслимой диадемы притаился великан-лейкосапфир весом в 37 карат - прозрачный, как истинный кристалл. Лишь неуловимые золотистые отблески на его гранях подчеркивали символичность композиции: центральный драгоценный камень напоминал солнце, дарующее этот богатый урожай.

Согласитесь, что колосья и лен, символизирующие богатства земли русской и плоды родных полей, очень удачно были выбраны создателями для диадемы императорской семьи. Правящая династия должна привести страну к процветанию. И тиара будто напоминала о такой грандиозной цели.

Летисия Бехтольф супруга принца Гессенского в русской тиаре 2006 г.
Летисия Бехтольф супруга принца Гессенского в русской тиаре 2006 г.

Но вот, к власти пришли вершители революции. Как ни печально, но мысль сохранить такое редкое сокровище для потомков, была отброшена большевиками. И в 1927-м году прелестные «Колосья» безжалостно ушли с молотка на лондонском аукционе Кристи, как и множество других драгоценностей династии. В чьи руки попала уникальная вещица, какова была ее судьба - все это нам неизвестно. Есть предположение, что тиару просто разломали на части и продали ее на вес.

Минули десятилетия, и в 1980-м году свет увидела воссозданная реплика царской диадемы из платины, золота и бриллиантов. Конечно, советские ювелиры В. Николаев и Г. Алексахин не ставили своей целью сотворить полную копию утраченного сокровища. Новая версия тиары под названием «Русское поле» визуально делает узоры композиции крупнее, по размерам диадема меньше оригинала. А центральным кристаллом на этот раз стал солнечно-золотистый бриллиант. Тем не менее, благодаря прекрасной попытке воссоздать династический драгоценный кокошник, мы хотя бы можем представить, как выглядели те самые изумительные «Колосья». Советская реплика стала достойным экспонатом в коллекции Алмазного фонда России.

Копия тиары находящаяся в алмазном фонде РФ "Русское поле"
Копия тиары находящаяся в алмазном фонде РФ "Русское поле"

Отмечу, что Мария Федоровна (до принятия православия - София Мария Доротея Августа Луиза Вюртембергская) трепетно относилась к ювелирному и разному роду творчества. Представьте себе, что ее величество сама вытачивала на токарном станке настольные украшения, чернильницы из слоновой кости и потрясающего янтаря. И даже изготавливала портретные камеи из многослойной яшмы и агата. Не удивительно, что царица всегда восхищалась теми новинками, что ювелиры воплощали в жизнь именно для нее.

P.S На современных принцессах идентичная тиара "Колосья пшеницы". У нее тоже русские корни, но там своя история, как она попала к Гессенским.

По теме:

Драгоценности Ротшильдов: свадебная тиара и колье
Сокровища Оранской династии. Сапфировая тиара

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал"Ювелирные истории"