Статья для конкурса «Большая перемен@».
Автор Эльмира Кручинина.
Хотим мы того или нет, цифровизация неизбежно затрагивает нашу повседневную жизнь, семьи, родителей и детей, общество в целом. Уже выросло целое поколение, которое не представляет свою жизнь без электронных гаджетов, ежедневного выхода в онлайн, общения и учебы в сети. Еще не так давно, лет 5 -10 назад, все смеялись над компьютерщиками, их всегда видели как необщительных, замкнутых, ни с кем особо не общающихся, погруженных в свой цифровой мир людей. И не безосновательно, но сейчас эти шутки куда-то пропали, догадываетесь почему? Просто таких людей теперь стало большинство, и общество это приняло за норму.
Судя по заявлениям чиновников, цифровая трансформация школ — вопрос решенный. Исследование, проведенное американскими учеными доказало, что у ребенка, который проводит хотя бы пять дней без мобильных телефонов, компьютера и телевизора, улучшаются социальные навыки.
Да, изменилась жизнь, изменились люди, изменилось само время. А профессия педагога на сегодняшний день остается по-прежнему значимой и почетной. В российских школах могут появиться смешанные уроки, на которых помогать учителю вести занятие будут цифровые технологии. Министр просвещения Ольга Васильева рассказала о грядущих изменениях в системе общего образования. По ее словам, "Цифровая школа" изменит роль педагогов в образовательных организациях – сделает из учителей «кураторов, ориентирующих ребенка в соответствии с его запросами и приоритетами», а также обновит содержание образования.
Что же думают учителя о цифровизации нашего города Соликамск Пермского края?
Мы, родители наших учеников думаем, что этот вопрос актуален на сегодняшний день и для многих педагогов, проживающих на территории Российской Федерации. Цифровизация школы не приведет к замене учителя, напротив, информационные технологии разгрузят педагога и высвободят время на учеников.
По словам многих педагогов, компьютерные или «цифровые технологии» могут быть использованы лишь в качестве дополнительного инструмента в руках опытного учителя. Без учителя ни одна «технология» работать не будет. Более того, эти самые «цифровые технологии», переданные в руки дилетантов или неких чисто «технических исполнителей», могут нанести ученику непоправимый вред.
Онлайн-опрос и другие цифровые инструменты помогают вовлечь в учебный процесс всех учащихся, в том числе застенчивых, не уверенных в своих силах, обычно не проявляющих инициативу. Онлайн-системы позволяют регулярно получать обратную связь, в том числе и отзывы учащихся о доступности учебных материалов и заданий. Анализ данных позволяет педагогу легко и быстро выявлять затруднения каждого ребенка и вовремя оказывать помощь, определять области, где учащиеся могут соревноваться, а значит легко скорректировать работу каждого ученика или работу в группе.
Смартфоны и гаджеты все-таки отвлекают детей от учебного процесса. Но задача педагога сделать учебный процесс интересным и если ученики отвлекаются, то это проблема педагога, а не технологий и устройств.
Государственное образование достаточно инертно. В первую очередь это связано с нехваткой ресурсов на обучение сотрудников. Учителя перегружены подготовкой и проведением уроков, проверками тетрадей, заполнениями отчетов и другими мероприятиями. Заниматься освоением новых технологий многим некогда.
Какие возможности видят в ней, и с какими сложностями сталкиваются наши школы?
Российская система образования, тем не менее, не всегда поспевает за прогрессом. Парадокс в том, что новые технологии продвигают люди, которые далеки от школы. На теоретическом уровне легко рассуждать, что нужно российской школе, но надо понимать, что, например, наличие интерактивных панелей в школе совсем не означает наличие программного обеспечения под эти панели?
Гораздо более важная проблема – это то, что новые технологии по большей части сфокусированы на проблеме «как учить», и совсем не затрагивают насущный вопрос –«чему учить», считают многие учителя.
Даже самым авторитетным – любую информацию можно найти в устройстве, которое лежит в кармане каждого школьника. И ученики понимают, что педагог не может знать больше интернета о своём предмете. Поэтому учитель должен стать неким проводником в этом необъятном пространстве информации, помогать ребёнку отделять важное от неважного, правду от вымысла и обмана, что особенно важно в современном мире.
Какие цифровые инструменты уже помогают в работе?
В последние годы в школах все более активно используют электронные средства обучения. У многих детей проблемы со зрением – очень много сидит за экраном, плюс психологическая зависимость от гаджетов. Во Франции официально запретили пользование мобильными телефонами в школе. Как нам найти золотую середину, чтобы воспитать здорового, умного и владеющего современными технологиями человека?
Представить школу без электронной доски сегодня очень сложно, уже оснащены скоростным интернетом многие школы Российской Федерации, в столице нашей Родины охвачено интернетом уже 100% школ. Обновляется образовательная электронная платформа, ее нельзя отрицать – люди сталкиваемся (с цифрой) постоянно.
Уже найдены ресурсы, предлагающие игровые обучающие программы по тому или иному предмету. Ученики с удовольствием проходят викторину по географии и истории или проводят физический опыт с помощью телефона. Нынешние ученики выросли, уже имея компьютер и видеоигры, и, несмотря на стигматизацию игр в нашем обществе, использование элементов игр позволяет успешнее вовлечь их в процесс обучения. В школе информационные технологии не прекращают развиваться. Сначала это был мультимедийный проектор, и учителя восторженно демонстрировали ученикам созданные в PowerPoint свои аляповатые слайды. Теперь появились интерактивные доски, и педагоги вдруг увидели новые возможности организации учебных занятий. Многие используют социальные сети, и они имеют свои образовательные возможности.
Информационно-цифровые технологии успешно применяет в своей работе Скороход Зинаида Сергеевна на уроках в начальной школе. Также в старших классах учителю истории Мирошниченко Татьяне Геннадьевне, интерактивная доска позволяет успешно решать поставленные задачи на уроках, представлять свой педагогический опыт в виде презентаций. Использование Интернета и цифровых технологий открывает широкие возможности перед педагогом: участие в дистанционных олимпиадах; конференциях; организация виртуальных экскурсий; осуществление поиска различной информации и др. Учащиеся Ваньковой Веры Анатольевны применяют новые цифровые инновации по предмету биологии, создавая презентацию для защиты собственных исследовательских проектов и с удовольствием создают свои проекты, успешно защищают их на уроках, конференциях. Презентации сопровождаются подробными, выверенными методическими рекомендациями по их использованию на уроках.
Игровые технологии Зинаида Сергеевна, заместитель по УВР и учитель начальных классов, активно использует в своей работе, которые позволяют развивать активность, внимание, память учащихся, прививают интерес к учебным предметам.
Педагогический коллектив нашей школы №9 г. Соликамска (МАОУ СОШ №9) повышает свой профессиональный рост на педсоветах, совещаниях, конференциях. Теме школы были посвящены педсоветы «Современные образовательные цифровые технологии образовательного процесса».
Сейчас это период внедрения интернет-технологий, использования мобильных устройств, электронных журналов и дневников, цифровых дидактических игр и технологий виртуальной реальности. Даже дети дошкольного образования и ученики начальных классов уверенно пользуются цифровыми инструментами. Конечно, это стресс для учителя, когда всё идет не по плану, когда что-то не открывается, не грузится. Именно тогда ученик может прийти на помощь. Это делает работу любого педагога немного легче, а адаптация к новой технологии происходит плавно. Ученики могут стать добровольными техническими помощниками педагогам. Дети помнят тех учителей, которые вдохновляли и воспитывали их, а не те информационные технологии, которая приходят и уходят.
«Внедрение инновационных цифровых технологий — залог успеха школы будущего».
Как меняется роль педагога в мире, где цифра меняет все?
Как бы красиво мы ни говорили, состояние нашей науки, образования и воспитания очень тяжелое. Россия является островом спасения, где эти ценности признаются. В СССР все было государственным, и правительство уделяло большое внимание формированию образа учителя как своего работника, крайне важного для населения. Это было одной из важных задач госпропаганды, и большие средства выделялись на то, чтобы поддержать образ учителя в глазах общества.
Пока еще большинство учителей, особенно в глубинках нашей Родины не готовы к переходу от классического образования. Большая роль также лежит на родителях. «Родитель – обязательный участник образовательного процесса. Роль родителей в этом процессе бесценна. Было бы странно отрицать, что мир стал гораздо более «цифровым» и быстрым. Не нужно забывать, что в процессе обучения кроме получения знаний идет и формирование личности ученика. XXI век — век цифровых технологий. Быстрый и перенасыщенный информацией мир меняет человека.
Цифровые инструменты лишь помогают педагогам в достижении их образовательных целей. Теперь, когда в школах внедряется уже целый ряд информационно-образовательных инструментов, у каждого учителя есть свои предпочтения. Сегодня обучение становится делом всей жизни, а к информации есть мгновенный доступ. У каждого учителя свой опыт работы, свои взгляды на жизнь, свои приоритеты. Но каждый педагог должен знать, что он ответственен за результат своей деятельности. Настоящий учитель обладает теми качествами, которые выделяют его среди других людей. Он видит лучшее в другом человеке, он способен возрождать души детей, наделять их Разумом, Добротой и Любовью. И каждый учитель по своему – это Добрый волшебник. В этом мире он был и остается примером для подражания. Это Человек, который пришел в эту профессию с одной миссией – помочь найти себя и своё место в этом быстро меняющемся мире. И слова: «учитель», «ученик», «современность» всегда созвучны. Нет между этих слов граней.
В США много частных образовательных практик, и они сильно интегрированы в систему, потому что бизнес быстро вырабатывает ответы на требования рынка. И образовательная система принимает и сразу использует эти решения. Реализация цифровой грамотности позволит системно развивать цифровые компетенции подрастающего поколения и реализовывать стратегию цифровой экономики. Поддержка со стороны коллег упростит адаптацию к информационным технологиям. Чем больше у педагогов поддержки, тем больше, вы наши дорогие учителя, приобретёте уверенность. Не стесняйтесь обсуждать ваши технические и технологические проблемы. Делитесь своими идеями и разработками и посмотрите, как они используются на уроках других учителей.
А дети наши и ваши ученики, конечно же, помогут вам и нам родителям в освоении нового!
«Вся гордость учителя в учениках, в росте посеянных им семян...»
(Д. Менделеев)
___
Если вам небезразлична судьба российского образования — пишите тексты, снимайте видеоролики о современных учителях и участвуйте в конкурсе «Большая Перемен@».