Всегда ли успех в профессии зависит от уровня профессионализма? Если вы мастер своего дела, но никто об этом не знает - какой в этом толк? Если вы отличный специалист, но не можете убедить в этом окружающих, заявить о себе и публично доносить свои идеи до других, то почему другие должны воспринимать вас успешным?
Давно известный факт, что для работодателей важны не только профессиональные навыки подчиненных, но и дополнительные знания и умения, которые невозможно получить в университете: креативность, ответственность, учтивость и многие другие. Их называют «мягкими навыками» — Soft Skills. Артур Багдасарян, организатор проектной деятельности и выставочных мероприятий «Инжинириум МГТУ им.Н.Э.Баумана», объяснил, что это за навыки, как они приобретаются и как понять, какие именно из них нужны будущим инженерам:
«Soft Skills - это так называемые надпрофессиональные навыки. То есть такие, которые можно применить вне зависимости от профессии. Применяются Soft Skills для создания удобной и комфортной рабочей среды, для умения правильно презентовать свой продукт, подготовки к работе в сложных и стрессовых ситуациях, контроля своего личного времени и правильных постановок профессиональных целей.
Soft Skills - это
1. Социальные компетенции, которые отвечают за успешное взаимодействовать с людьми.
- Коммуникабельность
- Грамотная письменная и устная речь
- Умение выступать на публике
- Эмоциональный интеллект (умение распознавать эмоции и мотивы других людей)
- Гибкость и принятие критики
2. Интеллектуальные компетенции, которые отвечают за постоянное профессиональное развитие в рамках своей области.
- Аналитический склад ума
- Умение видеть и решать проблему
- Хорошая память
- Обучаемость
- Креативность
3. Волевые компетенции, которые отвечают за достижение целей в работе.
- Ориентированность на результат
- Управление временем
- Упорство
- Стрессоустойчивость
- Готовность выполнять рутинную работу
4. Лидерские компетенции, отвечающие за успешное использование ресурсов для достижения общих целей.
- Умение принимать решения
- Ответственность
- Умение сформировать команду
- Наставничество
- Умение разрешать конфликты
С учетом нынешних требований на рынке кадров представителям технических специальностей я порекомендовал бы развивать навыки постановки целей, работы в команде, межорганизационной коммуникации, стрессоустойчивость, тайм-менеджмент, презентацию проектов. Это, конечно, малая доля того, что требуют работодатели, но даже эти знания дадут большой толчок в профессиональном росте у будущего специалиста.
Развитие Soft Skills – это огромная работа над собой. Прослушиванием курса лекций обучение закончиться не может, ибо каждая тема требует вклада персональных усилий ребят. Мы даём лишь инструменты и мотивируем наших студентов, остальная каждодневная работа лежит на них самих. Оценить уровень развития и прогресса надпрофессиональных навыков можно только путём индивидуальных практических заданий.
На данный момент мы запускаем курс по развитию Soft-навыков для участников наших курсов, даём ребятам инструменты их совершенствования в игровой форме. Дети в восторге!»