Точная дата начала строительства Кёнигсбергского собора в стиле балтийской готики, неизвестна. Его «днём рождения» считают первое упоминание в документах - 13 сентября 1333 года. А официальной датой завершения указывают 1380 год, хотя работы в соборе продолжались и позже.
Кёнигсбергский собор не производит впечатления своими особенно удачными пропорциями или единым художественным оформлением. Его значение проявляется в качестве орденской церкви, которая постоянно перестраивалась и формировалась до времён барокко в соответствии с требованиями времени.
На чём стоит собор Кёнигсбергский собор?
Поскольку место для строительства было выбрано на острове реки Преголя, пришлось укреплять грунт. Он состоит на земляной насыпи, 3-4 метровом слое торфа, а под ними - шлам и песок-плывун, насыщенные водой. Эти слои отнюдь не могут быть несущими. Поэтому внешние стены установили на арочные устройства, а колонны, скорее всего, на сваи.
Такой грунт доставлял проблемы с самого начала работ в 14 веке и является причиной отклонения стен от центральной оси. Основным строительным материалом служили кирпичи старого собора в Альтштаде и песчаник.
Особенности строительства собора в Кёнигсберге
Крепость или культовое сооружение?
Первоначально проект предполагал строительство собора-крепости. Первая построенная восточная стена хора имеет толщину в 3 м. Поверху этой массивной стены должен был быть проложен широкий ход для защитников, на углах - башни. Северная стена возводилась с такой же толщиной до высоты в 2,75 метров.
Но Великий магистр Тевтонского ордена Герцог Людгер фон Брауншвайг пожелал иметь культовое сооружение, а не крепостное. Поэтому верхняя часть северной стены, а также как остальные имели толщину всего 1,28 м .
В 1351 году, когда закончили крышу, две башни, продольный неф, новый Великий Магистр Винрих фон Книпрод (1351-82) начал перестройку: возведение трёхнефного зала. Хотя в конструкции не было стремления вверх, характерного для южно- и западногерманской поздней готики, церковь производила впечатление простора за счёт соотношения ширины к высоте почти 1:1,5.
В 1544 году башни собора сгорели. Вместо них пристроили новые, но уже с формами ренессанса: готические окна заменили полуциркулярными арками.
Кто принёс славу собору в Кёнигсберге?
По соседству с собором в 1544 году, во времена последнего Великого Магистра Тевтонского ордена и первого герцога Пруссии Альбрехта (Альберта) Бранденбурга-Ансбахского (1490-1568), возникает университет Альбертина.
Собор приобретает статус университетской церкви. А в 1650 году в южную башню переезжает Валленродская библиотека - уникальное собрание старинных книг и манускриптов.
Собор и университет связывает профессорская усыпальница, в которой с 1558 года хоронили профессоров Альбертины. Иммануил Кант был последним, кто обрёл там покой в 1804 году.
Испытания Кёнигсбергского собора в 20 веке
В начале 20-го века здание подверглось основательной реставрации в стремлении вернуть первоначальный облик 14 века, что соответствовало веяниям того времени. К началу Второй мировой войны оно имело следующие размеры:
- длина: 88,5 метров
- высота самой высокой (южной) башни до шпиля — 50,75 метров
- высота здания (без креста) — 32,14 метра
После бомбардировок 28-29 августа 1944 года американской авиацией судьба Собора складывалась трагично. Оставшись без кровли, он медленно разрушался.
Интерьер, постоянно обогащавшийся с 14 по 19 век, был в 1944 г. и первые послевоенные годы почти полностью уничтожен. Остались только части отдельных эпитафий и склепы в стене.
Воланд: "Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали!"
Полное, окончательное разрушение Собора останавливало только наличие у его стен захоронения великого философа И.Канта (Immanuel Kant, 22.04.1724 - 12.02.1804). Его частично материалистические высказывания служили своеобразным щитом в атеистическом государстве.
Кант утверждал: "Дайте мне материю, и я покажу, как из нее должен образоваться мир". А две вещи, которые удивляли его больше всего - это "звездное небо надо мной и моральный закон во мне."
В 70-х годах прошлого столетия “учёные специалисты” выдали заключение, что памятник архитектуры "не представляет исторической ценности”.
Не смотря на это, Кёнигсбергский собор, являющийся символом города Калининграда, возродился. Хотя говорить о восстановлении интерьера не приходится. Службы в соборе не проводятся, здание используется для размещения музейных экспозиций и проведения концертов. Действуют евангелическая и православная часовни.
Может и не стоило тратить столько сил и средств на возрождение здания? Как Вы думаете?
Пишите свои мысли в комментариях.
Забирайте статью к себе на стену в соцсетях, чтобы не потерять.
Ставьте палец вверх.
Подписывайтесь на канал Архитектура.