Найти тему
Финансовая газета

Эксперты назвали невыполнимым майский указ Путина о борьбе с бедностью

Надежды правительства на рост в текущем году реальных доходов россиян могут обратиться в прах: эксперты прогнозируют очередное падение показателя.

Об этом на прошедшем заседании экономического клуба ФБК Grant Thornton «О реальных доходах россиян» заявили экономисты РАНХиГС и ВШЭ.

Стоит отметить, реальные доходы населения падали на протяжении периода 2014–2017 годов. По итогам прошлого года показатель также снизился на 0,2%, тем самым увеличив отрыв от 2013-го на 10,9%.

Правда, после окрика из Минэкономразвития, в подчинении которого находится Росстат, статистическое ведомство изменило методику расчетов, и… прошлогоднее падение волшебным образом превратилось в рост, хоть и совсем маленький – 0,1%. Да и совокупное пятилетнее снижение «ужалось» с почти 11% до 8,3%.

Напомним, что одна из девяти национальных целей развития до 2024 года, поставленных президентом в майском указе, – добиться устойчивого роста реальных доходов россиян и тем самым снижения бедности в 2 раза. Под этот проект Минэкономразвития даже заложило на нынешний год задачу поднять реальные доходы на 1%.

Однако итоги первого же квартала 2019-го вызвали сомнения в данном прогнозе: доходы вновь ушли в минус на 2,3%. И это при новой методике.

На сегодняшний день отсутствуют факторы для роста реальных доходов россиян, считает директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Татьяна Малева.

«Увеличение или уменьшение значения показателя на 1% находится в пределах статистической погрешности. Чтобы говорить о реальном росте, нужны значения прироста в 3–4%. Все, что касается роста реальных доходов и зарплат менее этих 3–4%, – это разговор о пустом», – указывает она.

Такой же точки зрения придерживается и директор Центра трудовых исследований Высшей школы экономики (ВШЭ) Владимир Гимпельсон.

«Если экономика не растет, а она не растет уже много лет, то никаких оснований рассчитывать, что реальные доходы будут расти, конечно, у нас нет», – считает эксперт. Он напомнил, что после роста на 2,7% в четвертом квартале прошлого года, в январе – марте нынешнего ВВП резко притормозил до 0,5%.

А раз не будут расти доходы – значит, не стоит ожидать и снижения уровня бедности.

Согласно данным Росстата, по итогам 2018 года у 18,9 млн сограждан доходы были ниже прожиточного уровня, а их доля в обществе, соответственно, достигала 12,9%, снизившись от уровня 2017-го на 0,3 процентных пункта (п.п.).

Правда, в данном случае этому способствовало повышение перед выборами президента зарплат бюджетников – врачей, педагогов, научных работников и других, а также увеличение МРОТ до прожиточного минимума.

Однако в нынешнем-то году ничего подобного не ожидается!

«Насколько я понимаю, мы таких акций каждый год проделывать не можем и не будем. А поэтому уровень бедности – 12,9% – как был, так и останется», – подчеркнула госпожа Малева.

Кстати, ранее невыполнение годовой цели по снижению уровня бедности в текущем году прогнозировали аудиторы Счетной палаты. Как, кстати, не верят они и в рост доходов наших сограждан в нынешнем году.

«Чтобы обеспечить хотя бы минимальный рост реальных доходов на 0,1% по итогам года, во втором – четвертом кварталах доходы должны расти не меньше, чем на 1% за квартал. А для того чтобы выйти на рост показателя в 1%, как заложило в прогнозе Минэкономразвития, потребуется ежеквартальный рост выше 2%», говорилось в обзоре контролирующего ведомства, опубликованном в середине мая.

Директор Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС обратила внимание на еще одну опасность, связанную с падением реальных доходов населения: в то время как финансовое самоощущение граждан ухудшается, официальная статистика не в полной мере отражает положение вещей.

«Я задаюсь вопросом: пройдет еще 5 лет, худо-бедно, указ президента – устойчивый рост реальных доходов населения – будет достигнут, допустим, в 0,1%, ну даже в 1%. На этом фоне как мы будем оценивать выполнение указов президента, если доля населения, оценивающих свое положение негативно, будет расти. Вот мы как будем считать, указ выполнен или нет?», – интересуется Малева.

Вопрос-то, конечно риторический. Но, согласитесь, такой сценарий вполне возможен.