Последние изменения в аттестации педагогических работников за 2019 г. начались с того, что Рособрнадзор озвучил запланированные к реализации нововведения, направленное на улучшение отдельного подхода к каждому из тестируемых педработников. Требования к ним возрастут на заметную величину. Так, переаттестация станет куда более частым явлением. Каждые 4 года педработник проходит такую переаттестацию, но в дальнейшем данный интервал будет уменьшен приблизительно до 2,5 лет.
Изменения проявятся в назначении универсального общегосударственного стандарта аттестации. Каждый из субъектов России в настоящее время опирается на индивидуальные нормативы, отчего общее положение с качеством образования неуклонно ухудшается. Школьные учителя станут первопроходцами в новой системе, ведётся ещё более тщательное профессионально-психологическое тестирование через видеозапись каждого из проводимых уроков.
Чтобы выяснить, насколько тот или иной педагог компетентен, ему предлагается написать узкоспециальное эссе, на смену которому в будущем придёт особый экзамен в представлении ГИА и ЕГЭ – КИМ (контрольно-измерительные материал). Интересную возможность представляет собой оценка педагога на принадлежность к определённой категории педсотрудников. До сих пор правила оценивания профпригодности базировались на возрастной составляющей, позволяющей судить о том, насколько педагог был профессионален с точки зрения выслуги его лет. Последующие поколения учителей были в основном лишены возможности попасть в ведущие позиции рейтинга, а значит, им не полагалась повышенная оплата их труда. Новая система не тронет профессиональные и педагогические показатели учителей, проработавших много лет до её внедрения.
Также расширится численность возможных категорий, при этом распорядок оценивания на должностное соответствие вряд ли изменится. Неясно до конца, как при этом осуществляются такие проверки: нет материальной основы, действующих методик сбора и обработки информации при проведении таких видеозаписей. Не может быть правдивой и исчерпывающей оценка того или иного педагога по единичной записи, когда таких уроков он проводит сотню и более в год.
Решено начать с малого: 17 российских субъектов приняли пилотную программу по новому формату переаттестации всё тех же учителей русского языка и математических дисциплин, первые успешные результаты случатся не ранее, чем через год. Неясность вызывают и сами профессиональные стандарты аттестации. Российское образование пока ещё не готово к таким достижениям, переход к повсеместному успешному применению стандартов случится не ранее, чем к 2022 г. В данный момент применяют лишь систему должностных обязанностей каждого из учителей. Их источник – раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» ЕКС. Принимаемые на вооружения новшества в переаттестации педагогов – работа над качеством работы педагогов по изживающим своё правилам.
Цели проведения аттестации
Основное назначение проводимых тестов – проверка педагогических навыков и оценивание сотрудников на предмет их должностного соответствия. Проверяющие члены комиссии обнаруживают значения показателей улучшения профнавыков учителей, настраивают их на повышение своего текущего уровня образования. В настоящее время применяют два аттестационных рубежа – должностное соответствие как таковое и зачисление в более вышестоящую квалификационную группу. Последнее пролонгируется само собой, без дополнительного подтверждения. Ограничения для педагогов, настроенных на самостоятельное (по собственной инициативе) прохождение переаттестации, влекущее в случае успеха повышения рейтинга. Для доступа к такой «внеочередной» процедуре необходимо отправить заявку директору школы, где они и работают.
Порядок проведения аттестации
Механизм проверки регулируется «Порядком проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». Это – распоряжение со стороны Минобрнауки от 07.04.2014 No 276. Условия и положения, перечисленные в данном документе, устанавливают лишь порядок аттестации учителей. У преподавателей вузов – несколько иные требования, согласно указу Минобрнауки от 30.03.2015 No 293.
Как происходит аттестация?
Для участия в аттестации необходимы следующие документы:
- Заявление от конкретного работника.
- Информация о ранее проводимых переучётах.
- Документы, удостоверяющие должностное и профессиональное соответствие педработника.
Так, в случаях смены персональных данных (смена фамилии на фамилию мужа, смена имени и т. д.) – копия обновлённых документов. Потребуется также характеристика с места сегодняшней работы.
Затем формируется представление о педагоге как таковом, подаётся уведомление о дате и месте прохождения переаттестации. В случае, когда сама аттестация осуществляется в целях прояснения должностного соответствия, то такой документ передаёт директор школы (или ректор/декан вуза).
Заявку на присвоение определённой квалификационной категории учитель школы вправе предоставить и самостоятельно. Данное мероприятие осуществляется в заочной форме – по предоставленной информации, однако педагог вправе присутствовать на нём и лично. Оценочная группа проверяет предоставленные сведения и на общем голосовании принимает решение, соответствует ли данный педработник своему месту работы или присвоенному квалификационному разряду. В конце собрания заполняется протокол, подшиваемый к личному делу педработника. Затем из полученных данных составляется выписка, также отправляемая в школу, где учитель до этого работал. Полная переаттестация проводится каждые 5 лет.
Часть педработников могут обойти данную проверку:
- Сотрудники, которым же была присвоена определённая категория.
- Не набравшие двухлетнего стажа в рамках отдельно взятой школы.
- Сотрудницы, готовящиеся стать матерями или уже ставшие ими, находящиеся в декретном отпуске, а также пребывающие назатянувшемся больничном отпуске (более 4 месяцев).
Положение об аттестации педагогических работников в 2019 году
Всякая школа или вуз использует местные нормы, регулирующие подобную переаттестацию.
Что будет с учителями, не прошедшими аттестацию?
Чтобы иметь возможность и дальше преподавать в отдельно взятой школе, педработник подвергается переаттестации – но при отказе конкретный учитель нарушает трудовое законодательство России по 21-й статье. Директор школы и завуч обязательно применяют к такому учителю дисциплинарное воздействие на основании 192-й статье – от замечания или выговора до увольнения. Однако повышать добровольно свой профессионализм пока ещё не обязательно – никакой дополнительной ответственности за это не будет. Вместе с тем последнее не сочетается с интересами самого педработника: не пройдя своевременную переаттестацию, то присвоенная квалификационная группа будет для него отменена, что также приведёт к уменьшению его зарплаты. В случае добровольной готовности учителя переаттестоваться он не лишается рабочего места, даже когда он не прошёл перепроверку. Кстати, Рособрнадзор ясно дал понять, что для не прошедших аттестацию учителей единственный выход – прохождение курсов по повышению профессионализма.
Оригинал статьи:https://b2bmaster.ru/zakony/attestatsiya-pedagogicheskih-rabotnikov-v-2019-godu-poslednie-izmeneniya/