Фильмы про приключения Индианы Джонса в Азии "В поисках утраченного ковчега" с продолжениями: "Индиана Джонс и храм судьбы», «Индиана Джонс и последний крестовый поход» и телесериал «Хроники молодого Индианы Джонса» смотрели очень многие. Но мало кто знает, что не только у самого "Джонса", но и у его нацистского оппонента был реальный живой прототип. И это:
Свен Гедин
В 1880 году Адольф Эрик Норденшельд с триумфом вернулся из Северной Америки в Стокгольм после открытия северо-восточного прохода. Среди восторженной толпы, встречавшей героя, был 15-летний Свен Гедин, немедленно решивший стать исследователем Арктики. Он перечитал горы книг об этом районе. А во время учебы у него обнаружились редкие таланты к языкам и картографированию. Это и определило дальнейшую судьбу исследователя. В возрасте 20-лет Гедин был приглашен домашним учителем к сыну шведского инженера в Баку. Через 8 месяцев Гедин в одиночку совершил конный переход из Баку в Персию и Месопотамию, проехав более 3200 км. После этого он понял, что по-прежнему хочет быть путешественником, но Азия привлекает его гораздо сильнее, чем Арктика.
После первой экспедиции через российскую Центральную Азию к окраинам Синьцзяна (в то время называвшимся китайским Туркестаном) в 1890-1891 годах он решил как следует подготовиться к будущим научным изысканиям. Свен получил степень доктора геологии и географии и опубликовал первую из своих более чем 50 книг. В конце 1893 года Гедин отправился в большое путешествие. Он прошел Россию, перебрался через Памир, «Крышу мира», и дошел до Кашгара в Синьцзяне.
В начале 1895 года, услышав о затерянных городах в глубине страшной пустыни Такла-Макан, Гедин отправился на их поиски. Однако он не представлял себе всей опасности этой местности и вскоре у путешественников кончилась вода. Из всех членов экспедиции в живых осталось только трое, и Гедин хорошо запомнил этот урок.
В этом же году он вернулся в Такла-Макан и в глубине пустыни все же обнаружил занесенные песком руины. Раскопав несколько зданий, Свен сделал вывод, что в IV-VIII веках н.э., в то время, когда Великий шелковый путь был главной торговой артерией региона, здесь существовала развитая буддийская культура. Затем Гедин поднялся в горы Куньлунь с целью изучить северные отроги Тибета, а затем спустился к Пекину.
В 1899 году Гедин вернулся в Синьцзян, где выполнил топографическую съемку и начертил карту реки Яркенд-дарья, протекающей на севере Такла-Макан. Он также исследовал загадочное озеро Лобнор и убедительно доказал, что на протяжении столетий оно не раз меняло свое местоположение. Здесь же Свен сделал величайшее археологическое открытие, обнаружив легендарный город Лоулань. Гедин очень хотел попасть в Лхасу, поэтому, спустившись с тибетского нагорья. Выдавая себя за монгола, но в пяти днях пути от города его остановил отряд тибетцев. Гедину приказали покинуть Тибет. И он ушел в Индию. Даже после того, как Фрэнсис Янгхасбенд залил кровью подступы к Лхасе, Гедин не потерял своего интереса к Тибету. В 1906 году, преодолев сопротивление официальных английских лиц Свен вернулся к затерянному царству с юга.
В течении последующих двух лет исследователю не раз приходилось сталкиваться с противодействием местных властей, пытавшихся выдворить его из страны. (Кровавые тайны положено скрывать, не так ли?). Однако Гедин продолжил исследования: нанес на карту массивную горную цепь к северу от Гималаев, которую назвал Транс-Гималаями, а так же достиг истоков Брахмапутра и Инда.
Последний раз Гедин появился в Синьцзяне во главе крупной исследовательской группы. Китайско-шведская научная экспедиция должна была выполнить разведку для будущего воздушного сообщения между Германией и Китаем, а попутно провести многочисленные археологические, ботанические, геологические, геодезические и этнографические исследования.
Однако экспедиция встретила сильное противодействие со стороны официального Китая, поскольку многие европейские археологи вывозили найденные сокровища на Запад. Гедин выступил в качестве спонсора, руководителя, дипломата и переговорщика. Благодаря его усилиям экспедиция продолжалась с 1926-го по 1932 год, ее материалы составили 54 тома научных наблюдений.
Большую часть жизни Гедин свято верил в то, что Германия является средоточием всех мыслимых добродетелей. Вы помните Индиану Джонса, точнее, его немецких врагов? Так вот он, прототип.
А в реальной жизни он подвергся критике за свою поддержку Вильгельма II в годы Первой мировой войны. Позже Гедина обвиняли в сотрудничестве с нацистами, хотя официально его отношения с немецкими вождями чаще всего были вызваны стремлением спасти отдельных людей, в том числе евреев-географов и участников норвежского Сопротивления.
В реальности Свен Гедин умер в 1952 году. В кино же он вечен. Хоть и отрицателен)