Видеоблоги ведут все, кому не лень: любители компьютерных игр и путешественники, спортсмены и ученые, пилоты самолётов и машинисты поездов. Немало блогеров и среди дальнобойщиков. В русскоязычном сегменте сети есть несколько десятков водителей, ведущих интересные и популярные блоги. Мы пообщались с представителями «дальнобойной блогосферы» и узнали, как стать звездой YouTube, не покидая кабину грузовика.
«Мои подписчики сдают на права и становятся водителями»
Автор канала «Категория Е» Альберт завёл видеоблог, чтобы поделиться своим опытом с другими водителями.
– Руководства по эксплуатации в моей машине не было, спросить не у кого, даже в интернете не всегда можно найти нужную информацию, - рассказывает Альберт. – И тут пришла идея: а почему бы не поделиться своим опытом с другими людьми?
Сперва водитель снимал видео о ремонте и техническом обслуживании своего грузовика, а затем начал рассказывать о работе дальнобойщика. Фирменной «фишкой» канала стали интервью, которые Альберт прямо по рации брал у своих коллег. В неформальной обстановке водители рассказывают плюсах и минусах работы в разных компаниях, криминале на дорогах, отношении к иностранным дальнобойщикам в России и к российским в странах СНГ.
– Видеоблог для меня – больше, чем просто хобби, - объясняет Альберт. - Это замечательный инструмент для донесения информации, популяризации вождения дальнобойной субкультуры, прививания культуры вождения, взаимоуважения и взаимопомощи на дорогах.
За последние полтора года более 30 молодых людей, вдохновившись каналом, отучились и получили права категории С1Е.
В медиасфере существует негласный закон, который можно сформулировать так: «чем хуже – тем лучше». Плохие новости читают чаще, чем хорошие.
– В Санкт-Петербурге живёт прекрасная женщина, Галина Ивановна Яковлева, - рассказывает Альберт. - Недавно ей исполнилось 80 лет, и в свои 80 она помогает малоимущим людям, развозя на своем грузовичке одежду и продукты для малоимущих. Ролик о ней собрал 43 тысячи просмотров, а видео о том, как моя машина замёрзла в Сибири – 2,5 миллиона! Популярностью пользуются «проблемные» сюжеты, а другие интересные и стоящие материалы часто остаются без внимания…
Но ролик о замёрзшей машине тоже может принести пользу:
– Прошлой зимой под роликом о том, как запустить заглохшую автономку, я получил примерно такой комментарий: «Чуть не замёрз! Помог! Спасибо за ролик, автономка запустиалсь!» - и я был рад, убедился в том, что канал создан не зря.
Блог Альберта приносит прибыль, но говорить о баснословных доходах не приходится: большая часть уходит на покупку аппаратуры.
– Почти всё, что зарабатывается, тратится на покупку новых камер, коптеров, привлечение операторов. Сами по себе съемки много времени не занимают, у меня всё получается на автомате, а вот монтаж может затянуться на пару дней – тут всё зависит от загруженности.
«Увидел дальнобойщика с котом и подумал – а почему бы и нет?»
Водитель большегруза Эдуард Ерошенков ведёт свой канал «На Америке по России. Дальнобой life» уже два года.
- Я всегда любил много фотографировать и писать о своей машине, вел фотоблог на портале Drive2, - рассказывает Эдуард. - А потом подсел на ютуб-каналы американских дальнобойщиков и подумал: почему бы не создать свой? Ведь у нас, в России, не менее интересный дальнобой!
В рейсах по России Эдуарда зачастую сопровождает кот Барсик. Любимец водителя и его подписчиков живёт в кабине большегруза, спит на торпеде и гуляет на поводке, когда его хозяин останавливается для отдыха.
- Я не люблю одиночество. Однажды на стоянке увидел дальнобойщика с котом, а кошачьих я люблю с детства, и подумал – а почему бы и нет?
Взял маленького котенка, и месяца в три он поехал со мной в первый рейс. Вот до сих пор и ездит.
Хлопот, по словам Эдуарда, с Барсиком нет, хотя кот требует не только еды и уборки, но и внимания – он любит поиграть. Водитель не ограничивается сюжетами о Барсике: на его канале можно найти ролики о ремонте большегрузов, видеоэкскурсии по городам, в которых Эдуард оказывается по долгу службы, интервью с другими дальнобойщиками и многое другое.
– Времени на блог уходит много, некоторые ролики приходится монтировать несколько дней, - рассказывает водитель. – Пришлось купить две экшн-камеры и кучу аксессуаров к ним.
Блог для меня – это хобби, я получаю от него такое же удовольствие, как от работы.
Денег он почти не приносит: лишь добровольные пожертвования от подписчиков и немного от монетизации. Эти средства я не трачу, храню на случай, если оборудование для съемок потребует замены.
«Нас стали узнавать на дорогах и приветствовать по рации»
Дмитрий и Ирина Найденовы давно мечтали о собственном грузовике. В прошлом году их мечта осуществилась: они купили тягач Volvo, оформили ИП и теперь работают в паре.
– Знакомые и друзья часто расспрашивали нас о жизни в рейсе, тонкостях работы, о том, где мы бываем, что возим и так далее, - рассказала нам Ирина. – Мы подумали, что все это может быть интересно не только нашим знакомым, но и другим людям.
Сказано – сделано: YouTube-канал получил название "Road to the West". Вестиего оказалось непросто: зачастую приходится снимать по несколько дублей, много времени уходит на монтаж. Больших вложений, однако, блог не требует: Дмитрий и Ирина снимают видео на недорогую экшн-камеру. Единственный аксессуар, который они приобрели специально для блога – микрофон-петличка стоимостью в 100 рублей.
- О какой-то конкретной концепции говорить не приходится, мы просто снимаем видео о нашей жизни и работе, - объясняет Ирина. – Рассказываем обо всём подряд, о работе в грузоперевозках, о ремонте грузовика; есть и развлекательные сюжеты.
Дмитрий и Ирина ведут свой видеоблог всего полгода, но они уже успели узнать, что такое популярность.
- На трассе нас стали узнавать коллеги: приветствуют по рации, походят на стоянках, пишут комментарии, что видели нас. Канал у нас очень молодой, и такие вещи кажутся нам необычными.
О сколь-либо существенной прибыли, однако, говорить пока не приходится.
- Видеоблог для нас – своего рода эксперимент. Он пока не приносит какой-то прибыли или выгоды – как в плане заказов, так и в плане денег. Наши видео на ютубе монетизированы, но это настолько маленькие деньги, что мы пока еще даже не задумывались, как их вывести.
«Блог стал частью моей жизни»
Екатерина Миронова водит большегруз с 2016 года. В том же году она начала вести свой видеоблог.
– Я решила рассказать о профессии водителя с точки зрения девушки: о сложностях, с которыми приходится сталкиваться каждый день, о поломках, с которыми приходится справляться, об условиях, в которых приходится работать и о многом другом, - объясняет нам Екатерина. – Времени на блог уходит довольно много, на каждый ролик приходится тратить от нескольких часов до полудня.
Особенно досадны технические накладки.
- Иногда во время записи длительного монолога поправляешь экшн-камеру и случайно отключаешь запись звука, - отмечает Екатерина. - Очень обидно становится, когда понимаешь, что всё придётся записывать по-новой.
Екатерина придерживается «дальнобойной» тематики: рассказывает о рабочих моментах, в том числе и технических. Недавно она купила тягач, побывавший в серьёзном ДТП, и теперь занимается его восстановлением, описывая каждый этап в своём блоге.
– Мнение о том, что все видеоблогеры миллионеры, ошибочно, – говорит дальнобойщица. – Канал не приносит мне больших денег, но помогает в реализации серьезных проектов.
А еще видеоблог приносит мне моральное удовлетворение; он уже стал частью моей жизни. Находясь в рейсе я всегда помню, что у меня есть зрители, которые ждут новое видео о моих трудовых буднях.
* * *
Ни один из опрошенных нами видеоблогеров не назвал своё увлечение прибыльным занятием. С количеством подписчиков и ростом популярности канала доходы растут, но растёт и ответственность: приходится тратиться на камеры, микрофоны и другое оборудование, необходимое для съемки качественных видеороликов.
При этом всем без исключения блогерам нравится их хобби, которое позволяет знакомиться и общаться с новыми людьми и осваивать новую деятельность. А найти увлечение, которое не только делает жизнь веселее, но и приносит хотя бы небольшой доход – дорогого стоит.