Спустя 35 лет экологи видят много положительных изменений на тропе к Эвересту
Раньше на мощеных каменных улицах Намче-Базара был слышен топот яков и звон их колокольчиков. Через 35 лет здесь раздаются другие звуки – постоянный гул вертолетов над головой
Здесь стало больше туристов и больше отелей. Поход в базовый лагерь Эвереста с гидами и носильщиками, который совершают в первую очередь европейские и американские туристы, остается главным туристическим развлечением. 35 лет назад сюда приехал Адам Штерн, исследователь из США. Он изучал чрезмерное использование дров и вызванное этим обезлесение. Штерн жил в семье шерпов, которая управляла небольшим походным домиком в Намче. Дрова были их основным источником энергии для приготовления пищи и отопления. Дымоходов не было и дым заполнял жилые помещения, из-за чего те, кто там жил, особенно дети, часто страдали от респираторных заболеваний.
Главным смотрителем национального парка Сагарматха тогда был Мингма Норбу Шерпа. Он был одним из лидеров в борьбе за сохранение окружающей среды. Погиб в 2006 году в результате крушения вертолета в Гунсе. Мингма Норбу взял на себя руководство охраной лесов, а Брот Кобурн, консультант ЮНЕСКО, помог построить первую микрогидроэлектростанцию под Намче, которая обеспечивала электроэнергией для освещения и приготовления пищи 16 часов в день.
Благоприятный сдвиг в энергетике в сторону защиты лесов усилился с конца 1990-х годов с внедрением металлических печей, которые работали на навозе яков. В то же время на домашних кухнях начали появляться газовые баллоны. Мощность местных гидроэлектростанций была увеличена.
Тридцать пять лет спустя произошел резкий рост деревьев. В районах выше Намче, которые были практически бесплодны в 1983 году, теперь высокие сосновые леса. Вдоль троп от Намче к Фортсе растут разнообразные деревья. Использование дров значительно сокращается из-за высокой стоимости местной рабочей силы для их сбора, а также из-за того, что пропан является более дешевым источником топлива. Сокращение поголовья скота и преимущества общинного лесного хозяйства способствовали возрождению экосистем.
В начале 1980-х годов связь с Кхумбу поддерживалась с помощью посыльных, одной телефонной линии в полицейском участке в Намче и почтового ящика в клинике в Кхундле. Сегодня у каждого есть мобильный телефон. Носильщики, перевозящие невероятно тяжелые грузы, общаются с друзьями и семьей. Походные домики предлагают WiFi.
В домике Шерпы в 1983 году в глиняных печах жгли дрова, стены почернели, а баллончик с пропаном превратили в керосиновую лампу. Сегодня везде стоят газовые плиты.
Одной из тревожных тенденций является все более широкое использование длинных караванов мулов для перевозки грузов. Если в караване 20 и более животных, они поднимают пыль на тропе и оставляют соответствующий запах. Местные жители обсуждают предложение построить грузовой фуникулер от Луклы до Намче.
Комитет по борьбе с загрязнением окружающей среды Сагарматха убирает мусор и человеческие отходы с Эвереста. Базовый лагерь должен быть чище, вдоль трасс должны стоять мусорные баки. Однако мусора по-прежнему много, поскольку упаковочные отходы накапливаются быстрее, чем их можно утилизировать.
Тем временем Непал стремится развивать свой гидроэнергетический потенциал, и одним из следствий этого может быть запруживание рек, вытекающих из Национального парка Сагарматха. Этот объект Всемирного наследия нуждается в постоянной защите.
От того, как жители, местные и национальные власти будут управлять экологическими и энергетическими ресурсами Кхумбу в условиях растущего туризма и гидроэнергетического развития, зависит, будет ли у региона устойчивое будущее.
Источник: nepalitimes.com
Перевод: Елена Хмелева