Деловая хватка и аппетиты Пекина вызывают дрожь и трепет у западных экспертов-геополитиков: они заметили, что китайские госкомпании скупают порты уже не только в развивающихся странах, а по всему миру, не исключая старушку-Европу и саму Америку.
У Запада пока ещё есть средства для сдерживания мощи и амбиций Китая. Так порт Лонг-Бич американским регуляторам удалось отстоять, хотя планы китайцев по его захвату и были замаскированы. Китайская госкомпания China Ocean Shipping Company по-тихому купила Orient Overseas International Ltd. - одного из владельцев этого калифорнийского контейнерного терминала, но американский регулятор это вовремя заметил и вынудил купленную китайцами компанию продать в порту Лонг-Бич свою долю.
Но не все могут проследить за последствиями иностранных инвестиций. В США есть специальный межведомственный комитет, Евросоюз - буквально месяц назад запустил механизм, который будет анализировать вложения в обще ЕС-овских проектах. Но программы на уровне отдельных стран даже у членов ЕС остаются беззащитны, и Китай получает мощности не только где-то в Перу, но и в Дюнкерке, Пирее, Гавре или Роттердаме.
США и Европа с горем пополам может и смогут защитить собственные порты, но не могут заставить отказаться от выгодных вложений страны Латинской Америки, Африки или Карибского бассейна. А в портах могут швартоваться не только торговые корабли, но и военные...