Найти тему
Пост-правда

Ностальгический Спилберг. «Первому игроку приготовиться»

Поп-культура...что это? Враг или союзник? Зачем она нужна? Какие функции выполняет? Создает ли она что-то новое или ворует приемы у независимого кино? Разобраться во всем этом непросто, но баланс сил должен существовать. Поп-культура не может обойтись без независимого искусства и наоборот, это как добро и зло или рай и ад. Вот только кто есть кто каждый сам для себя решает. Выдающийся американский режиссер Стивен Спилберг в 2018 году представил публике свой фильм «Первому игроку приготовиться» («Ready Player One»), снятый по мотивам одноименного романа Эрнеста Клайна. Стоит ли обратить внимание на метамодернистский перформанс Спилбрега? Давайте разбираться.

фото: https://www.vox.com/culture/2018/3/26/17148350/ready-player-one-book-backlash-controversy-gamergate-explained
фото: https://www.vox.com/culture/2018/3/26/17148350/ready-player-one-book-backlash-controversy-gamergate-explained

Действие картины разворачивается в 40-х годах XXI века. Мир находится на грани и единственным спасением для людей является игра OASIS. Создатель игры оставил интересное завещание - его состояние получит тот, кто найдет все пасхалки в Оазисе. Простой паренек Уэйд Уоттс решает принять участие в поисках виртуальных артефактов и раскрыть тайны Оазиса.

Спилберг прекрасно чувствует время и знает что нужно зрителю. Так уж вышло, ничего с этим не поделаешь. Эпоха великих географических открытий в кино завершилось (ну или остановилась на какое-то время) и мир захлестнула ностальгия. На этом и играют создателя. «Первому игроку приготовиться» играет с эмоциями зрителя, постоянно подсовывая поп-культурные пасхалки. Вот мы видим Делориан из «Назад в будущее», потом создатели воспроизводят сцены из «Сияние» Кубрика, играет Blondie, герои обсуждают фильмы Джона Хьюза (чекай отзыв на «Выходной день Ферриса Бьюллера» здесь) и далее по списку.

Герои фильма и зрители, по сути, выполняют один и тот же квест - кто больше всех найдет отсылок к прошлому. Здесь есть практически все, чем так хорош Спилберг - прекрасная режиссура, отлично проработанный виртуальный мир, качественный саунд...но все это, так или иначе, выглядит весьма вторично. Опять персонаж-тинейджер из бедного района, который обязательно обрушит планы больших боссов гигантской компании, крайне банальная любовная линия, шаблонные второстепенные персонажи и очень слабый главный актер. Сложно назвать все это дело фильмом, это скорее симуляция кино. Да, тут можно сколько угодно говорить, что такова концепция, но это никак не объясняет вторичность идеи. Мы в России как никто это знаем, нас тут заваливают фильмами про прошлое, только куда менее талантливыми и интересными. Какой можно сделать вывод из всего этого? Пора отправится уже в будущее. Ведь там, куда мы едем, дороги не нужны.