Найти тему
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Так, начнут ли США войну против Ирана?

Индийский историк, редактор и журналист, директор Института социальных исследований, написавший более 20 книг, в том числе «Народная история Третьего мира», «Возможная история глобального Юга», «Смерть нации и будущее арабской революции» и «Красная Звезда над Третьим миром», регулярно пишущий для Frontline, The Hindu, Newsclick, AlterNet и BirGün, Виджай Прашад делится своими размышлениями о геополитических реалиях Среднего и Ближнего Востока, подробно рассматривая обострившуюся ситуацию во взаимоотношениях Ирана и Соединенных Штатов.

В прошлое воскресенье советник по национальной безопасности США Джон Болтон объявил, что авианосная ударная группа США во главе с авианосцем USS Abraham Lincoln и оперативная группа бомбардировщиков начали «пробиваться» из Средиземного моря к иранскому побережью. Иран, по словам Болтона, сделал «ряд тревожных и эскалационных указаний и предупреждений». Характерно, что он не был конкретен. Достаточно было того, что Болтон, который в прошлом делал опасные заявления, сделал эти комментарии с высоты Белого дома в Вашингтоне, округ Колумбия. «Соединенные Штаты не стремятся к войне с иранским режимом», – сказал он довольно неубедительно. В конце концов, что такое прибытие огромного военного флота на побережье страны, как не объявление войны? По пути в Европу госсекретарь США Майк Помпео заявил, что «указания и предупреждения» включали действия ливанской политической организации «Хезболла». Помпео снова заявил, что не будет давать никаких комментариев.

Переход USS Abraham Lincoln через Красное море происходит в то время, когда правительство США пытается ужесточить свой режим санкций против Ирана. Любая страна, которая покупает иранскую нефть, как теперь говорят Соединенные Штаты, будет нести ответственность и против нее будут введены санкции. Пятью странами, наиболее уязвимыми для дальнейших санкций США, являются Китай, Индия, Япония, Южная Корея и Турция. Индия, Япония и Южная Корея заявили, что попытаются соблюдать новые и жесткие ограничения со стороны США. Китай и Турция дали понять, что они не последуют их примеру.

Экономика Ирана. Заместитель министра нефти Ирана Амир Хосейн Заманиния заявил иранским государственным СМИ, что его министерство будет контролировать продажу иранской нефти на «серый рынок». «Санкции США, – заявил Заманиния, – являются незаконными, и поэтому Иран имеет право использовать всевозможные методы для их обхода». «Серый рынок» строится на том, что после загрузки танкеров иранской нефтью, часто продаваемой с большими скидками, им разрешено изменять свои сигналы, когда они выходят в открытую акваторию. Перегрузка танкеров в мировых водах затрудняет контроль за тем, какой танкер действительно прибыл из какого порта. Но даже если Иран продаст нефть на «сером рынке», общие объемы его поставок значительно упадут, и это скажется на внешних доходах Ирана.

В апреле Международный валютный фонд прогнозировал, что экономика Ирана, вероятно, снизится на 6% в 2019 году. Главной причиной этого продолжающегося спада, конечно, являются санкции под руководством США. Макроэкономическая ситуация Ирана страдает от крупномасштабного бюджетного дефицита, который, по прогнозам, превысит 14 миллиардов долларов в этом году, и наводнения рынка иранскими риалами, в результате чего денежная масса выросла более чем на 20%. Серьезные проблемы бегства капитала и уклонения от уплаты налогов угрожают перспективам развития Ирана. По оценкам заместителя главы экономической комиссии иранского парламента Казема Делхоша, около 40% доходов страны скрыто от налоговых органов.

Обострило ситуацию и то, что в прошлом месяце Иран столкнулся с разрушительными наводнениями на северо-востоке и юго-западе страны. Ущерб оценивается в 2,5 миллиарда долларов. Страны, которые хотят направить финансовую поддержку жертвам наводнения, не могут сделать этого в результате санкций США в отношении финансовых систем, говорит иранское общество Красного Полумесяца. Вот почему помощь натурой была единственной, которая была разрешена. Так, Китай, послал палатки а Австрия – одеяла. Но даже помощь натурой, в том числе из Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов, была заблокирована санкциями США. Министр иностранных дел Ирана Джавад Зариф написал в Twitter: – «Иранский Красный Полумесяц не может получить никаких средств из-за незаконных санкций США. Мы должны признать, что это экономический терроризм».

Напряженность. В эту среду президент Ирана Хасан Роухани выступил с объявлением о реакции страны на выход США из ядерной сделки 2015 года и на возвращение режима санкций. Соединенные Штаты, правда, разрешили российским и европейским фирмам работать в иранском ядерном энергетическом секторе. Было сделано только пять отказов в оказании помощи четырем иранским объектам – на атомной электростанции в Бушере, установке по обогащению урана в Фордоу, ядерном комплексе в Араке и Тегеранском исследовательском реакторе. Помпео разрешил продлить три отказа на 90 дней (половина срока действия предыдущих отказов), но отказался от двух. Те, которые не были возобновлены, были одним для России, которая обменяла иранский обогащенный уран на российский сырой «желтый кекс», и один для компаний, которые работают в Омане для хранения тяжелой воды из Ирана. И Россия, и Европа недовольны этой ситуацией. Иран отказался прекратить обогащение, которое необходимо для его ядерной энергетической программы и законно по условиям соглашения 2015 года. Рухани также подтвердил право Ирана продолжать обогащение урана для своих энергетических реакторов.

В прошлом месяце лидер Ирана аятолла Али Хаменеи призвал своих иракских коллег «сделать так, чтобы американцы вывели свои войска из Ирака как можно скорее, потому что изгнать их становится трудным делом всякий раз, когда их военное присутствие в стране слишком затягивается. Иран и Ирак – после начала войны США против Ирака в 2003 году – углубили свои экономические связи. Эти связи стали очень тесными. и сделали обе страны зависимыми друг от друга (Ирак, несмотря на давление США, импортирует иранскую нефть). Хаменеи упомянул 5200 американских военнослужащих, которые остаются в Ираке. Болтон сказал, что эти войска находятся там с тем, чтобы «наблюдать за Ираном», фраза, которая была широко высмеяна после того, как президент Дональд Трамп использовал ее в начале этого года.

Война слов перешла в опасную сферу. В апреле правительство Трампа назвало иранские вооруженные силы «террористами». В ответ иранский парламент нанес «ответный удар». Министр обороны генерал Амир Хатами выдвинул законопроект, который позволяет правительству Ирана ответить на «террористические действия» американских сил. Неясно, как отреагирует Иран, хотя в законопроекте предполагается, что ответ может быть политическим и дипломатическим, а не военным.

Правительство США заявило, что Иран может нацелиться на американские войска в Ираке или в другом месте в регионе. Скорее всего, это «указания и предупреждения», о которых говорил Болтон. В Афганистане, Ираке и регионе Арабского залива находятся десятки тысяч американских военнослужащих. Военная техника США, которая окружает Иран, очень опасна. В конце прошлого года иранское правительство, чувствуя себя зажатым в этой военной петле, предложило нанести удар по военно- воздушной базе «Аль-Удейд» в Катаре, авиабазе «Аль-Дафра» в ОАЭ и базе «Кандагар» в Афганистане. «Они в пределах нашей досягаемости», – сказал Амирали Гаджизаде, возглавляющий воздушную бригаду Корпуса Стражей Исламской революции. Словно для того, чтобы еще больше спровоцировать Иран, в марте Соединенные Штаты подписали соглашение с Оманом об использовании его портов в Салале и Дукме в военных целях.

Бесконечная война. В своем послании о состоянии ООН Трамп сказал: – «Великие нации не сражаются в бесконечных войнах». Соединенные Штаты пытались протолкнуть новый курс в Афганистане и попытались выйти из конфликта в Сирии. Ни одно из этих усилий не будет легким. Но если Соединенные Штаты нанесут удар по Ирану, нет сомнений, что войны от Ливана до границы с Индией станут бесконечными. Нет никаких сомнений в том, что Иран – гораздо более слабый в военном отношении, чем Соединенные Штаты – воспользуется своими преимуществами с тем, чтобы нанести удар по США внутри Афганистана и побудить своих союзников нанести удар по силам США в заливе и по всей Северной Африке.

Иранское население глубоко патриотично и воспримет любой удар США против страны как удар против иранского народа, а не только против иранского правительства. Маловероятно, что Соединенные Штаты найдут каких-либо существенных союзников среди иранцев. Война против Ирана в это время была бы войной против части мира, которая видела слишком много войн в последнее время, и хотела бы открыть дверь к миру. Трамп с Болтоном и вице-президентом Майком Пенсом стремятся спровоцировать войну. Это опасные люди с опасными намерениями.