В канун Дня Победы хочется пересматривать фильмы о самой страшной войне в мире, чтобы вспоминать о героизме, непростой судьбе и о подвигах простых советских людей.
«Завтра была война» (1987)
Фильм Юрия Кара по повести Бориса Васильева.
В центре сюжета история девятиклассницы Искры Поляковой, сталкивающейся с тем, что «правильные» убеждения не всегда влекут за собой правильные поступки. И, когда отец ее подруги объявляется врагом народа, Искра не может смириться с этим. Она продолжает поддерживать подругу и отказывается от публичного отречения так же, как сама Вика отказывается отречься от отца. На похоронах Вики Искра читает стихи запрещенного Есенина.
На дворе 1940 год, год високосный, предвоенный. В фильме не показана война — лишь в самом конце марширует Красная армия под песню «Священная война», а в эпилоге перечисляются имена и судьбы старшеклассников — кто-то посмертно получил звание Героя Советского Союза, кто-то погиб, а Искра Полякова, работающая связной в антифашистском лагере, была поймана немцами и повешена.
Судьбы девятиклассников, и без того непростые, наполненные внутренней борьбой за право проявлять доброту, любить, чувствовать, перечеркнула начавшаяся война. Но эти ребята уже были на войне — войне за правду, войне с несправедливостью, и то, через что они прошли и переступили благодаря Вике, помогло им в будущем выстоять — сколько возможно — против врага.
В фильме звучат мелодии 30-х годов и музыка Вивальди, подчеркивая обманчивую легкость и спокойствие предвоенного города.
«Жди меня» (1973)
Фильм по сценарию Константина Симонова, снятый во время Великой Отечественной войны.
Стихотворение «Жди меня, и я вернусь…» знакомо многим. Фронтовики вспоминали, что именно эти слова давали силы и возможность пройти войну.
Фильм строится вокруг отношений троих друзей: журналиста Миши Вайнштейна и пилотов Николая Ермолова и Андрея Панова. Друзья договорились во что бы то ни стало встретиться после войны, но жизнь диктует свои правила: самолет Николая сбивают фашисты, и вместе со штурманом и Михаилом они укрываются в избушке. Позже в избушку попадает снаряд. Николая все считают погибшим. Все, кроме его жены.
Это фильм о верности и преданности тем, кто уходил на фронт защищать страну ценой своей жизни. Константин Симонов прямо во время войны поднимает важный вопросы: что такое цена предательства, что значит дружба, подозрение, забвение? И что может быть важнее, чем ждать с войны родного человека, ждать и верить, что он придет?
Тема ждущих и возвращающихся красной нитью проходит через многие фильмы и книги военного времени. И сейчас, в мирном настоящем, продолжают напоминать о том, как важно порой бывает верить и ждать, несмотря ни на что.
«В бой идут одни «старики» (1974)
Фильм Леонида Быкова о бравых советских летчиках, снятый на основе реальных событий.
Действие фильма происходит в 1943 году, во время битвы за Днепр. «Поющая» эскадрилья капитана Титоренко, в мирное время превращающаяся в военный хор, возвращается из боевого вылета. В эскадрилью распределяют молодых парней, едва окончивших обучение по ускоренной программе. Капитан Титоренко строг в отборе и каждого просит назвать свой музыкальный талант — так, младший лейтенант Щедронов получает прозвище «Смуглянка». А его друга — младшего лейтенанта Сагдуллаева — за любовь к летчице Маше прозывают «Ромео».
«Старики» в названии фильма — слово не про возраст, а про выслугу лет. Новичкам в эскадрилье многому надо учиться, доучиваться. Потому в бой идут бывалые, умелые — и каждый может не вернуться обратно.
А со временем приходит и время новичков стать «старичками» — когда новое поколение приходит по распределению на фронт…
У фильма долгая история — начинается она с того, что Быков мечтал снять фильм про летчиков, еще когда был подростком. И уже тогда решил, что песня «Смуглянка» обязательно должна в нем звучать. Музыкальная составляющая играет большую роль в фильме. Все песни тщательно подобраны, и большинство исполняется самими актерами.
В 2009 году фильм колоризировали и заново представили на экраны, но сам Леонид Быков считал, что черно-белая пленка делала фильм более реалистичным.
«А зори здесь тихие» (1972)
Еще один мощный фильм, снятый по повести Бориса Васильева. «А зори здесь тихие» — одна из самых известных и любимых народом книг о Великой Отечественной войне. Экранизировать ее доверили режиссеру Станиславу Ростоцкому.
Фильм был снят в память о спасшей Ростоцкого во время войны медсестре.
В центре сюжета история отряда девушек-добровольцев, посланных к старшине Федоту Васкову вместо пьющих и недисциплинированных солдат.
Одна из них — командир отделения Рита Овсянникова — выслеживает в лесу диверсантов из вражеской армии. Цель немцев — Кировская железная дорога, и, понимая необходимость остановить их, отряд выдвигается на перехват. Но засаду устраивают на двух немцев, а выходит из леса шестнадцать.
Героический подвиг девушек-зенитчиц в сопротивлении оканчивается их гибелью. Но враг побежден — оставшийся в одиночестве и почти безоружный Васков берет в плен двоих уцелевших врагов. А позже — устанавливает мемориальную доску в память о девушках.
В фильме показан лишь маленький эпизод большой войны. И в то же время сколько таких эпизодов происходило! Образ девушек — собирательный образ простого народа, не сдавшегося врагу.
Фильм интересен подачей: сцены военного времени сняты на черно-белую пленку, а мирные — на цветную. Это создает визуальный контраст и заставляет зрителя задуматься о том, во что превращает романтические мечты и размеренный быт чудовищная машина войны.
«Брестская крепость» (2010)
Фильм Александра Котта об обороне Брестской крепости в июле 1941 года был снят к 65-й годовщине Великой Победы.
Съемки проходили в Брестской крепости — мемориальном месте, напоминающем о героизме и подвиге наших солдат. После выхода фильма на экраны в Брестской крепости появился музей фильма — там можно увидеть солдатскую форму и узнать подробности о съемках. Фильм снят с максимальной исторической достоверностью и вниманием к деталям.
Современные технологии позволяют использовать компьютерную графику для масштабности боевых сцен. Такой подход нацелен на то, чтобы показать ужасы войны в полной мере современной публике, привыкшей к блокбастерам.
Однако фильм сложно назвать блокбастером. Это история Саши Акимова, бойца музыкантского взвода 333-го стрелкового полка — его глазами показываются события первых дней обороны, восстановленные с документальной точностью. Три главных очага сопротивления держат Петр Гаврилов, Ефим Фомин и Андрей Кижеватов. Фильм-ретроспектива самого Александра Акимова, через много лет вспоминающего страшные дни, получается рассказом от первого лица и трогает до глубины души.