В книге «Забавная Библия» Лео Таксиль критикует Ветхий Завет через его буквальное прочтение. Это интересная и познавательная работа по критике религии, но есть ряд особенностей, которые нужно держать в голове при чтении, чтобы не впасть в воинствующий атеизм.
Итак:
— Книга на 90% состоит из пересказа Ветхого Завета с хорошими такими вкраплениями прямых цитат. Цель Лео Таксиля — прочесть эту часть Библии буквально, представив, что всё описанное в ней — истинная правда. И только лишь при буквальном прочтении становится понятно, в каком контексте она писалась.
— Помимо того, что после прочтения вы сможете довольно неплохо разбираться в сюжетах, станет заметно, насколько абсурдны представления о физической реальности, которые указаны в Ветхом Завете. Но благодаря приведению примеров и цитат становится понятно, что эти заблуждения — отражения конкретных пониманий людей прошлого (например, что небо твёрдое).
— Ветхий Завет — это история еврейского народа, в которой он раз за разом отворачивался от Бога (Яхвэ, Элохим и т.д.) и получил от него кару, а потом вновь обращался к вере и был за это награждён. Это ничто иное, как художественное воплощение идеологической позиции еврейского жречества, которое в первую очередь и управляло еврейскими общинами. Жрецы были голосом Бога, им нужно было подчиняться. Многие из ветхозавестных историй — нравоучения, в которых показывалось, что произойдёт, если жречеству (а значит и Богу) подчиняться не будут.
— В историях раз за разом подчёркивалось, что жрецы других религий так же способны творить чудеса, а Яхве — лишь один из Богов, с которым еврейский народ заключил вполне конкретный контракт. Это — отражение представлений о том, что боги всех народов одинаково реальны (и условный кроссовер, в котором Кратос отправляет месить скандинавских монстров, вполне себе укладывается в картину мира древних политеистов).
— Самыми ценными для понимания развития иудаизма (и, следовательно, христианства) являются небольшие отступления от анализа сюжетов. От одной Книги к другой заметна трансформация представлений о божественном, а Лео приводит как цитаты из Вольтера и других критиков христианства, так и замечания общего плана. Так, например, становится понятно, почему в Новом Завете и Христианстве в целом появляется противостояние Бога и Дьявола — это калька с персидских Орзмунда и Аримана (Добра и Зла, соответственно).
— Книге очень не хватает идейного анализа представлений, выводов, которые следуют за определённым набором представлений, отражённых в Ветхом Завете. Но Лео и не ставит цели рассказать о них, поэтому эти претензии с него снимаются, а тому, кто прочитал эту работу, скорее всего, придётся почитать что-то ещё об истории религии. У меня в планах почитать советских авторов Токарева и Крывелева и я уже прочитал «О вере в бессмертие с точки зрения антропологии» Фейербаха. Последняя, к слову, очень хорошо даёт понять, почему самыми страшными наказаниями по Ветхому Завету для евреев становятся язвы, увечья и смерть, а не некие загробные бесконечные мучения.
— Если рассматривать ветхозаветные сюжеты буквально, то они становятся очень забавными. Так что название не врёт, лично я в процессе несколько раз смеялся в голос от осознания того трэша, что описан в Библии. Но над этим можно смеяться лишь до тех пор, пока не вспоминаешь: миллионы людей верят в божественное происхождение этой книги, в то, что её диктовал Бог, и что описанное там — правда. А священнослужители используют цитаты из этой книги для объяснения природы нашего мира и сохранения собственной власти.