ЧУЙСКИЙ ТРАКТ. ДОРОГА ПОСТРОЕННАЯ НА КОСТЯХ
Несомненно, Чуйский тракт - одна из уникальнейших и красивейших дорог мира. Берущий ( изначально) свое начало в Бийске, он яркой нитью протягивается до монгольской границы. Каждый, кто хоть раз проезжал по Чуйскому навсегда запомнит его серпантины, горные перевалы, стремительные прямые, пронзающие степи. Обрамленный горными вершинами с вечными снежниками, он действительно мировая
дорожная жемчужина. Свое начало тракт берет в древности, в той, которая упоминается в Мировой истории в связи с монгольскими завоеваниями. После тех смутных годов тракт долгое время являл собой торговый путь, связывающий Россию и Китай. И лишь в тридцатых годах прошлого столетия тракт стал стремительно меняться, превратившись из конной тропы ( местами) в современную автостраду. Не собираюсь описывать историю создания тракта. остановлюсь лишь на некоторых деталях. В 30 года, когда наметилась активность Англии в соседней с Россией Монголии, было принято решение в кратчайшие сроки наладить постоянное сообщение с нашим восточным соседом. Именно эту задачу и должен был решить тракт. На его строительство были направлены немалые средства и людские ресурсы. Главным людским ресурсом стали заключенные 7 - го отделения Сиблага. Практически на всем протяжении будущего тракта были организованы так называемые "командировки". Говоря современным языком - "зоны" , контингент которых работал на отведенных участках. Было на тракте и женская "командировка". находилась она в Мыюте. Есть такое селение в Шебалинском районе республики Алтай. Зэчки наравне с мужчинами трудились на дорожном полотне. По воспоминанию Елены Чичериной, отбывавшей свой четырехлетний срок на строительстве Чуйского, женщинам досталася один из наиболее сложных участков. От Мыюты до Семинского перевала. Находящаяся там деревня Топучая, своим названием прямо говорит об этих сложностях. Места, по которым должны была пройти дорога были топкими. Приходилось сначала укладывать гать в несколько слоев, потом земля, потом "шоколад" - мелкий камень - плитняк, поверх которого уже ложилось основное дорожное полотно. Труд был поистине каторжным. выживали здесь далеко не все. И поныне местные то тут, то там находят останки строителей Чуйского. Который, местами по сути - кладбище.
.... Большинству проносящихся ныне с ветерком в шикарных авто по Чуйскому путешественникам и невдомек, что есть тракт и какова его трагическая история. Для большинства достаточно одного: построили - ну и ладно. А может быть, так оно и должно быть?
На фото ( взятое из интернета): женская "командировка" на строительстве Чуйского тракта в район деревни Топучая