Дети растут очень быстро. Еще совсем недавно он делал первые шаги, учился говорить, есть ложкой, и вот уже он отправляется в первый класс. Это очень важное событие в жизни каждого ребенка. Для родителей оно не менее важно. От их поддержки и отношения в этот непростой период зависит адаптация ребенка в школе его стремление к учебе.
Даже если ребенок ходил в детский сад, приучен к режиму, умеет общаться и взаимодействовать в коллективе, начало учебы будет для него большим стрессом. Прекращение беззаботной жизни и появление обязанностей любой ребенок переносит непросто. Поэтому куда важнее моральная подготовка ребенка к школе, чем обучение его чтению и письму.
Каждый родитель, отправляющий ребенка в первый класс, задается вопросом готов ли ребенок к школе? Для педагогов намного важнее психологическая готовность ребенка к школе, чем имеющиеся у него умения. Ребенок должен быть достаточно усидчив, чтобы спокойно просидеть урок, не мешая другим детям и учителю. Он должен быть дисциплинирован, слушаться учителя, а также уметь ладить с другими детьми. Ребенок должен уметь излагать свои мысли и не стесняться отвечать у доски. Хорошо если ребенок здоров и редко болеет. Если родители наблюдают все эти характеристики у своего ребенка, значит он психологически готов к школе. Но если он в чем-то и не дотягивает, это не повод для огорчения. Нужно просто больше времени и внимания уделить его подготовке, в первую очередь моральной. Если ребенку еще не исполнилось 7 лет, можно отложить поступление в школу до следующего года. Страх перед школой не является признаком неготовности. Ребенка пугает неизвестность, начало новой жизни. Это абсолютно нормально.
Поддержка родителей сможет помочь ребенку легче пережить превращение в ученика. В этот сложный период родители не должны существенным образом менять привычный уклад жизни. Если планируются ремонт либо переезд — лучше их отложить. Такие колоссальные перемены не лучшим образом скажутся на психологическом состоянии ребенка в этот период. Отношения между домочадцами должны быть спокойными и доброжелательными.
Похвала в этот период имеет очень большое значение для ребенка. Родители должны сосредоточиться на его успехах, даже если они маленькие. Не нужно заострять внимание на его неудачах, говорить, что у него ничего не получается или получается очень плохо.
Не стоит пропускать мимо ушей переживания или проблемы ребенка, которыми он решил поделиться, даже если они кажутся мелочами. Очень важно выслушать его и дать совет. Тогда он будет знать, что он не один и на родителей всегда можно положиться.
Родители должны помочь ребенку сформировать позитивное, но в то же время реалистическое восприятие школы. Не нужно врать ему, рассказывая как прекрасно будет в школе. В учебе есть не только положительные моменты. Ребенок может сильно уставать от учебы, возможно ему будет трудно делать уроки, он может не поладить с кем-то из одноклассников. Ребенок должен знать не только о плюсах учебы, но и о минусах. Обман приведет к разочарованию.
Не нужно предъявлять к ребенку завышенных требований. Адаптация к школе может занять какое-то время. Сам факт начала посещения занятий не делает из него самостоятельного и ответственного человека.
Учитель должен стать союзником родителей, они должны действовать с ним совместно. Родителям не стоит критиковать учителя при ребенке, говорить о нем дурные вещи, ведь в таком случае ребенок не будет считать его авторитетом. Если родители уверены, что учитель некомпетентен, лучше перевести ребенка в другой класс или школу.