Найти тему
Дневники Зеленого края

Путешествие по самой экстремальной железной дороге мира! (с видео).

Голубой, белый и черный. Если  якутскую поездку описать с помощью цветовых оттенков, эти цвета были бы главными. И скоро вы узнаете почему.
Голубой, белый и черный. Если якутскую поездку описать с помощью цветовых оттенков, эти цвета были бы главными. И скоро вы узнаете почему.

Если на шестой день путешествия на поезде по Транссибу не следовать каноническим маршрутом, а в районе станции Сковордино свернуть ровно на север, оказываешься на дороге, которую с уверенностью можно назвать самой экстремальной на планете. Судите сами; годовая разница температур здесь - больше ста градусов. Почти везде полотно уложено на зыбкую мерзлоту. Массу сложнейших инженерных решений приходится применять, чтобы звенья пути не утонули в мерзлотных плывунах, а рельсы не выгнулись от первой резкой смены погоды. У нас на Амуро-Якутской дороге была важная цель. Можно сказать-миссия!

За бортом экспедиционного поезда -30. И это только начало.
За бортом экспедиционного поезда -30. И это только начало.

Поздней осенью на магистрали начинает действовать странная единица измерения - температуро-километр. Каждые сто километров к северу дают заметное похолодание - на 5-10 градусов. Из Сковордино мы выехали в первые кусачие морозцы, а уже ближе к Тынде ощутили то, что на европейской части зовется суровой зимой. Дальше все было только жестче и холоднее.

На горизонте вершины Алданского нагорья.
На горизонте вершины Алданского нагорья.
Один из лучших портретов нашей съемочной группы.
Один из лучших портретов нашей съемочной группы.
Охота за поездами в ранний якутский закат.
Охота за поездами в ранний якутский закат.
-6

После первых трехсот километров пути пейзажи разительно меняются. Но вместо ожидаемой дичи, оказываешься среди промышленных объектов, каких-то циклопических масштабов. Снежные поля, мари и нагорья, поросшие чахлыми лиственницами, уступают место гигантским разрезам, отвалы которых соперничают по высоте с окрестными вершинами.

-7
Один из разрезов, навсегда изменивших якутский ландшафт. Далеко не самый крупный.
Один из разрезов, навсегда изменивших якутский ландшафт. Далеко не самый крупный.

-9
В окрестностях Нерюнгри, карьерный самосвал на дороге - самое обычное явление.
В окрестностях Нерюнгри, карьерный самосвал на дороге - самое обычное явление.
И тут, и там встречаются стихийные  посёлки разного рода добытчиков.
И тут, и там встречаются стихийные посёлки разного рода добытчиков.

А кульминация этого торжества добывающей индустрии – окраины Нерюнгри, со всех сторон окруженные угольной выработкой, высоченными эстакадами и рабочими шоссе для карьерных самосвалов.

-12
-13

Хотя сам город показался нам довольно уютным. А здешний рыбный рынок - прямо мечта гурмана. Цены, конечно, заметно изменились, но ассортимент остался прежним.

-14

А теперь - к главному! Мы не просто так шатались вдоль Амуро-Якутской магистрали. Золотой век строительства железных дорог давно уже минул, и магистраль, хорошего размаха, может позволить себе только Китай. АЯМ, скорее всего, последняя из больших железных дорог России, где ещё отсыпают призму и укладывают новые звенья пути к Якутску. Строится она неторопливо, с середины 70. И даже раньше, если считать довоенный бамовский период.

-15
Идёт заготовка шпал для новых дистанций Амуро-Якутской магистрали.
Идёт заготовка шпал для новых дистанций Амуро-Якутской магистрали.

У нас появился реальный шанс внести хоть какой-то посильный вклад в прокладку самой экстремальной дороги мира! Кто, в здравом уме, от такого откажется?) Утром, перед сменой, ударил первый сорокаградусный мороз, добавив новым занятиям особого драматизма.

Пневматический молоток оказался инструментом громким, но очень податливым и простым в обращении.
Пневматический молоток оказался инструментом громким, но очень податливым и простым в обращении.
Никаких скидок на мороз дорожным строителям не делают. Люди работают привычные, многие даже в лютый мороз ходят с открытым горлом.
Никаких скидок на мороз дорожным строителям не делают. Люди работают привычные, многие даже в лютый мороз ходят с открытым горлом.

Ничего, что с непривычки саднило горло от холода и на лице появилась ледяная бахрома и даже первые признаки обморожения. Зато теперь на пути между Кердемом и Нижним Бестяхом лежит звено с нашими именными «костылями». Фото Денис Дьяконов, Митя Гусев.

Фото из серии: "Где-то в России. Портативный ядерный реактор, стационарный радар и мужик с топором. Всё, как мы любим)
Фото из серии: "Где-то в России. Портативный ядерный реактор, стационарный радар и мужик с топором. Всё, как мы любим)

-20

-21