Если на шестой день путешествия на поезде по Транссибу не следовать каноническим маршрутом, а в районе станции Сковордино свернуть ровно на север, оказываешься на дороге, которую с уверенностью можно назвать самой экстремальной на планете. Судите сами; годовая разница температур здесь - больше ста градусов. Почти везде полотно уложено на зыбкую мерзлоту. Массу сложнейших инженерных решений приходится применять, чтобы звенья пути не утонули в мерзлотных плывунах, а рельсы не выгнулись от первой резкой смены погоды. У нас на Амуро-Якутской дороге была важная цель. Можно сказать-миссия!
Поздней осенью на магистрали начинает действовать странная единица измерения - температуро-километр. Каждые сто километров к северу дают заметное похолодание - на 5-10 градусов. Из Сковордино мы выехали в первые кусачие морозцы, а уже ближе к Тынде ощутили то, что на европейской части зовется суровой зимой. Дальше все было только жестче и холоднее.
После первых трехсот километров пути пейзажи разительно меняются. Но вместо ожидаемой дичи, оказываешься среди промышленных объектов, каких-то циклопических масштабов. Снежные поля, мари и нагорья, поросшие чахлыми лиственницами, уступают место гигантским разрезам, отвалы которых соперничают по высоте с окрестными вершинами.
А кульминация этого торжества добывающей индустрии – окраины Нерюнгри, со всех сторон окруженные угольной выработкой, высоченными эстакадами и рабочими шоссе для карьерных самосвалов.
Хотя сам город показался нам довольно уютным. А здешний рыбный рынок - прямо мечта гурмана. Цены, конечно, заметно изменились, но ассортимент остался прежним.
А теперь - к главному! Мы не просто так шатались вдоль Амуро-Якутской магистрали. Золотой век строительства железных дорог давно уже минул, и магистраль, хорошего размаха, может позволить себе только Китай. АЯМ, скорее всего, последняя из больших железных дорог России, где ещё отсыпают призму и укладывают новые звенья пути к Якутску. Строится она неторопливо, с середины 70. И даже раньше, если считать довоенный бамовский период.
У нас появился реальный шанс внести хоть какой-то посильный вклад в прокладку самой экстремальной дороги мира! Кто, в здравом уме, от такого откажется?) Утром, перед сменой, ударил первый сорокаградусный мороз, добавив новым занятиям особого драматизма.
Ничего, что с непривычки саднило горло от холода и на лице появилась ледяная бахрома и даже первые признаки обморожения. Зато теперь на пути между Кердемом и Нижним Бестяхом лежит звено с нашими именными «костылями». Фото Денис Дьяконов, Митя Гусев.