Коротенько так попытаемся разобраться, причем тут Иисус Христос, с точки зрения искусствоведения.
На прошлой неделе я показывала, какими красивыми могут быть гвоздики, даже красные, несмотря на официоз, вызывающий у россиян холодную реакцию на этот невиноватый цветок. Давайте теперь углубимся в историю и попробуем разобраться, почему же он так вляпался.
Справочников про то, что означают различные цветы в искусстве, очень много, причем настоящих научных много, а не типа «черная роза эмблема печали, красная роза эмблема любви». Художники прошлого просто так цветочков не рисовали, только со значением.
Вообще, важный тезис для понимания искусства: до модернизма (Новейшего времени): картина — это было достаточно дорого, в первую очередь даже по материалам (импортным краскам), чем по трудозатратам. Поэтому что в ней надо написать — серьезно обсуждалось и практически всегда каждая деталь зафигачена со значением, просто оно давно забылось. В 19 веке, примерно с эпохи импрессионизма, все стало намного дешевле — краски, холст, работа, готовая картина больше не обязана была сразу окупиться, поэтому писать все стали в диком количестве, и нарисованные предметы больше не обязаны были иметь символическое значение, а могли быть «просто сигарами».
Вот то же со цветами, в том числе гвоздиками, которые очень важны символически, особенно у старых мастеров.
(Кстати, если в справочнике по символике цветов видите насчет гвоздик байки про Древнюю Грецию, Зевса, Артемиду — то сразу фтопку, они в Европе после Крестовых походов появились на самом деле).
(Еще: по-русски словом «гвоздика» мы называем несколько разных цветов: carnation, pink, clove. На Западе их разделяют по названиям, а вот символически — снова нет, как мы).
Итак, сейчас практически задорновщина, но на сей раз — правда. Слово «гвоздика» похоже на «гвоздь» не зря, а потому что пряность гвоздики, похожа на гвоздь металлический. Слово русское переводное, из польского, которое в свою очередь, из немецкого калька. Причем для средневекового сознания было не особо важно, что гвоздика — это цветочек, а пряность — с гвоздичного дерева, совсем другого растения. Перепутали и да ладно.
Главное, что гвоздь — это для средневекового сознания не просто гвоздь, а Гвозди, которые вбивали в руки и ноги Иисуса Христа на голгофском кресте.
Вот так цветок гвоздика стал символом Страстей Христовых.
Если Младенец на коленях у Мадонны держит цветочек гвоздики, то это такой веский намек на грядущую его судьбу, героическую смерть и пролитую ради нас кровь.
Соответственно, на Пасху и прилегающие праздники в западные церкви приносили охапками гвоздики. Потому что это был самый дешёвый способ украсить здание до наступления нынешней эпохи одноразовых вещей.
(Деньги, думайте о деньгах как о причине возникновения различных штук в искусстве, сразу станет многое понятней).
Итак, гвоздика — символ Пасхи.
Наступает 19 век. В Западной Европе наступает заря коммунизма, различные социалистические движения.
Изобретен Первомай, как Международный день солидарности трудящихся, в конце 1880-х годов. Первый «Первомай», если не путаю, официально 1890 год.
Этот день был удобен, поскольку многим рабочим в «первый день весны» (древний языческий праздник Первомай) давали выходной.
А тут ещё, вы понимаете, и Пасха обычно где-то рядом…
Любому торжеству нужна символика, как мы наглядно видим, любому обряду нужны атрибуты. Новые «религии» берут у старых, это нормально.
Конечно, дело еще и сильном образном воздействии красной гвоздики -- она мощно срабатывала и как символ трагической смерти Христа, также мощно срабатывала как и напоминание о рабочих, погибших в Чикаго, в честь которых и был учрежден День солидарности трудящихся.
В общем, на немецких (что для нас важно), австрийских и итальянских (потому что там тоже Габсбурги) красная гвоздика стала популярным символом Первомая.
Причем сначала были тонкости — красные гвоздики носили социалистические демократы, а белые — христианские социалисты.
Как много дала Германия русской революции — рассказывать не надо.
Вот так мы и подхватили красную гвоздику — сначала как первомайский символ (что любопытно, в европейских странах мода потом сошла на нет на этот символ).
Ну и от Первомая яркий цветок распространился на другие коммунистические праздники. А потом — просто на все официальные праздники, постсоветские.
А поскольку, как я не перестаю напоминать, никакого искусства нет без экономики, в первую очередь причина этого распространения именно деньги. Такое широкое распространение гвоздик в СССР на все праздники, от 23 февраля до 7 ноября было наверняка связано с их простотой культивирования в нашем климате и дешевизной, по сравнению с розами.
Корни отношения к гвоздикам уходят в застойное время, когда это был единственный доступный цветок в несезонное время, других цветов к 8 марта практически купить нельзя было. Секрет такого «моноцветка» был в особом свойстве гвоздик - в срезанном виде их можно был хранить перед продажей два-три месяца! А в воде они, конечно, уже потом быстро вяли.
Подпишитесь на мой канал об искусстве на яндекс-дзене! Или лучше, чтобы ничего не пропускать, подписывайтесь на мой телеграм-канал, у меня всегда столь же весело и жизнерадостно. А еще у меня есть инстаграмм про искусство красивый.