В Армении, где так много церквей, мало кто знает о существовнии в Ереване Грузинской Православной церкви (храм Воскресения Иисуса Христа), затерявшейся в отдаленном районе Норагавит. Как бы там ни было, но храм есть, он действует. Настоятель Грузинской Православной церкви Протоиерей Александр Шкарбаненко сегодня рассказывает о деятельности храма, вере, жизни и многом другом.
- Отец Александр, Вы, русский по национальности, родились в Армении и возглавляете Грузинскую церковь... Расскажите, как Вы пришли к Богу?
- Если будем основываться на словах Господа, в частности на Евангелие от Иоанна, то Господь говорит Апостолам: «Не вы меня – я избрал вас». Для кажого человека приход к Богу осуществляется через какое-то страдание, потому что этот путь нам показал сам Господь - придя на землю ради спасения рода человеческого, он прошел через крестные страдания, смерть и воскресение. Да, я по воле Божьей родился в Ереване в 1958 году в семье летчика. С материнской линии у меня потомственные кубанские казаки, с отцовской – донские. С детства познания о Боге были весьма смутные. Видел, конечно, иконы, когда посещал родину своего отца город Батайск Ростовской области. В детстве мне никто не мог дать ответ на вопрос, кто есть Бог, для чего мы пришли в этот мир, но помнится мне одно детское впечатление – будучи мальчиком в день Святой Пасхи я всегда чувствовал какое-то особое пробуждение всей земли - щебетание птиц, яркое солнце... Во всем этом есть какое-то Божественное проявление. У меня была сложная жизненная ситуация: первая семья (невенчанный брак) распалась. Первый раз я обратился к Богу в 1983 году, когда пришел с моим сыном-первенцем в церковь Сурб Геворг и принес свою коллекцию старинных икон в дар. Конечно, я потом понял, что иконы коллекционировать нельзя, они существуют для того, чтобы через них поклоняться святым, Господу Богу, Иисусу Христу и Силам Небесным... К великому несчастью, в 1984 году мой сын умер по ряду стечений обстоятельств в возрасте трех лет и трех месяцев, а через два года, сидя на могиле сына, я обратился к Богу со словами: «Господи, если ты есть, пошли мне другого сына, чтобы он в точности был похож на первенца». И произошло чудо – моя вторая жена, жена перед Богом, принесла мне сына. Это первое чудо, которое мне, как человеку, показал Бог – мол, ты попросил, я тебе дал. После первого соприкосновения с Богом, я стал искать Его. Поскольку до этого года здесь не было Православных церквей, в возрасте 10 лет, то есть в несознательном возрасте, я был крещен в церкви Сурб Саркиса. В середине 80-х сюда начали пробиваться различные секты, показывать свои фильмы (я посмотрел один фильм, он мне не понравился), потом я познакомился с человеком, который позвал меня в свою, так называемую, общину, как я потом понял, это были «пятидесятники», они раньше собирались на лоне природы, и когда я увидел, как они начали впадать в экстаз, кто-то что-то бормотать, кто-то плакать, я ушел. После этого я стал посещать секту кришнаитов. Тогда их так называемый храм находился в районе часового завода, там я задержался на полгода. Пройдя этот путь, я задал представителю данного вероисповедания вопрос: «А исцеляет ваш Кришна от каких-либо физических недугов?» Он ответил: «Нет». Это мне не понравилось, и я ушел. Говорили, что Кришна в переводе означает Христос, а на самом деле Кришна означает «черный» и не имеет никакого соединения с Христом, с Истинным Вечным светом. После этого Божьей милостью я стал ходить в Церковь Воскресения Христа. Раньше здесь настоятелем был игумен отец Георгий, который в настоящее время является настоятелем Церкви Александра Невского уже в сане архимандрита в Тбилиси. Начинал я с того, что был прихожанином, потом пел на клиросе, читал Псалмы. Какая-то сила мне говорила, что все мои предки были Православными, я принял крещение по Православному обряду, потому что понял, что к этому стремилась моя душа. В 1999 году отец Георгий меня повез к Патриарху Всея Грузии Илие, который дал мне сан дьякона. В 2000 году меня рукоположили в сан иерея, в 2001 году – в сан проиерея, в 2003 году - наградили Золотым Крестом и дали право ношения Митры.
- Кто, в основном, Ваши прихожане?
- Приход в основном русский, приходят и православные армяне. Грузинская диаспора, составляющая в Ереване более 250 человек, не проявляет своего активного посещения церкви, хотя есть прихожане грузины. Активным прихожанином является представитель администрации МИДа раб Божий Гочо, который одновременно мне прислуживает и является пономарем. Поскольку церковь у нас Воскресная, служба совершается по субботам и воскресеньям, а также по великим и двунадесятым праздникам.
- Какова история этого храма?
- Раньше на территории церкви Сурб Геворга располагался монастырский комплекс. До 1973 года здесь находились военные склады, охраняемые советскими войсками, и церкви, конечно, были недействующими. В 1983 году открылась церковь Сурб Геворга, а потом стараниями раба Божьего Мартироса была восстановлена наша церковь, в которой, по словам Божьим, присутствовала мерзость запустения. В 1987 году эта церковь стала действовать как Грузинская Православная. Тогда, как я уже сказал, настоятелем был архмандрит Георгий, который был направлен сюда Патриархом Всея Грузии с территории Абхазии. Когда приход отрылся, было много представителей русского населения – прихожане стояли даже на улице, поскольку внутренняя часть маленькая, всего лишь 12 на 6 метров, было невозможно всех вместить. Когда произошел резкий отток не только русского, русскоязычного населения, но и армян, приход весьма и весьма сократился, но службы продолжаются. Ведутся они на церковно-славянском языке и прихожане в большинстве русские и русскоязычные.
- Язык службы имеет значение? К примеру, армяне не проповедуют на русском языке...
- Когда были известные события 90-х годов в Приднестровье, я беседовал с беженцами из Молдавии, которые бежали в монастырь на территории Одессы - они, не зная церковно-славянского языка, после службы сказали: «Мы стояли в церки и не понимали языка, но нам так было хорошо и у нас текли слезы благодати». Значит, истинная служба и стремление к Богу не имеют языкового барьера, то есть душа принадлежит Богу и когда человек стремится к Богу, даже не понимая языка, душа приходит в умиление. Конечно, языковой барьер тоже имеет какое-то завлечение в церковь. Но поверьте, если человек стремится к Богу, все-таки язык не будет являться преградой. Главное – стремление, потому что Бог касается каждого человека. На распятье Господь именно так раставил руки, потому что призывает нас, своих детей: «Придите ко мне и я успокою вас». Одно дело понимать, что Господь зовет нас, но мы настолько все стали материализованы в этом мире, что зачастую отворачиваемся.
Преимущество Бога перед сатаной в том, что он человека не насилует, он просто говорит: «Я есть». Но в Евангелие Господь говорит, как широки врата, ведущие в вечную гибель и как узки врата в Царствие Небесное. Человек является индивидуумом, и его воля свободна. Человек может сам избирать – идти ли ему в церковь, в секту, к материальному...
- Беженцы из Азербайджана, оказавшись в очень затруднительном положении, пополнили ряды сект. Как их вернуть в лоно истинной церкви?
-Все это должно быть, как сказано в Откровении Иоанна Богослова и Апокалипсисе. И как сказала Блаженная Матрона Московская, которая отошла ко Господу в 1950 году и мощи которой пребывают в Москве, настанет время, когда человек будет выбирать между крестом и хлебом. Для того, чтобы привести людей, во-первых, церковь должна иметь миссионерскую деятельность. Во-вторых, в наше тяжелое материально время в секты людей завлекают чисто материальными путями, потому что многие секты оплачивают приход каждого члена, в частности секта иеговистов, в которой ставка от 15 долларов, что является причиной активного завлечения людей в свои сети, хотя это является насилием над личностью. Тут нужно упомянуть об истории создания этой секты. Она – детище ЦРУ, была создана с целью разложения армии, а без этого можно придти и завоевать любую страну, любой народ. Многие люди, попавшие в секту, остаются без средств к существованию. В частности, распространена охота за их имуществом, многие остаются без крыши над головой, потом попадают в дома для душевнобольных. И вообще они уже являются людьми зомбированными. Что же касается того, как привлечь людей к Церкви, то в России, к примеру, есть много православных каналов, вещающих круглосуточно, идет духовное взращивание через телевидение, выпускаются газеты и журналы, которые ведут духовную подготовку к приходу в лоно истинной Православной церкви. Аналогичное телевиденение и радио есть на территории Грузии. И паломники, приезжающие из России в Грузию, отмечают силу веры грузинского народа. Вера должна впитываться с кровью и молоком. То состояние, в котором пребывает человек, беседуя с Богом, а молитва – это и есть беседа, несравнимо ни с какими земными наслаждениями. Молитва – это беседа и соединение с Богом, в котором он дает познать, как с ним хорошо здесь, на земле, и как будет хорошо там, когда человек закончит свой земной путь.
Вся ответственность за развитие сект, во-первых, должна ложиться на плечи представителей армянских церквей, потому что здесь немного вещательных каналов, а если есть, то все это связано как бы с католичеством, но католическая церковь еще с 1120 года проводит, скорее, политическую миссию, нежели религиозную. И, к сожалению, можно констатировать, что от католицизма произошло очень много сект и разветвлений. Обуславливается это человеческим своемудрием. К примеру, в мусульмане признают только Единого Бога, они не признают Отца, Сына, Святого Духа. Конечно, они признают Моисея, всех великих пророков, но в частности Христос для них не Бог, а Христос есть Истинный наш Бог, который воплотился и это есть великое таинство, а для мусульман он всего лишь пророк. Конечно, есть священники, которые ссылаются на то, что Бог – един. Да, он един, Бог не делится, но исповедуют Бога по-разному. Кришнаиты и буддисты Бога исповедуют по-своему, но в буддизме в центре стоит человеческий фактор, эго. Если мы берем постсоветское пространство и говорим устами Льва Толстого, что человек – это звучит гордо, то здесь начинается деградация самой человеческой личности. Почему? Потому что человек должен осознавать, что все блага земные, небесные, духовные даются человеку Богом, как величайший дар, потому что в этот мир мы приходим не сами, посылаемся Богом, но миссия у человека на земле одна, как сказал Преподобный Серафим Саровский, это стяжание Духа Святага, то есть третьей ипостаси Бога – соединение с Богом на земле. А это соединение происходит с отсечением своей воли, с борьбой над своими страстями и работой над своим внутренним человеком.
Человека привести в лоно церкви можно своим личным примером, частыми проповедями церкви, чтобы человек в итоге понял, что спасение и вход в Вечную Церковь могут произойти только посредством церкви. Только в церкви присутствуют великие таинства, которые оставил нам Иисус Христос. В сектах есть только человеческое своемудрие. В Русской Православной церкви, которая находится на территории Зейтун-Канакер, очень много прихожан-беженцев. Многим более удобно по территориальной принадлежности посещать именно канакерскую церковь Покрова Божьей Матери, ну а к нам приходят те люди, которые стремятся, скорее, ко входу в Царствие Небесное, к познанию премудростей Святой Троицы, к очищению себя от страстей и соединению с Богом на земле. К нам тоже приезжают люди, которые живут в дальних районах, согласитесь, что в зимний период очень непросто добраться в Нораговит на службу к 9 утра. Но это тоже своего рода форма подвижничества – человек претерпевает какие-то неудобства для того, чтобы рано утром придти в церковь, помолиться, поучаствовать в таинстве службы. Само христианство, истинное христианство Православие, - это прохождение подвига на земле, а там уже, конечно, есть много формирований, как проявляется этот подвиг, и в какой степени, чтобы опять же человек не впал в состояние гордыни.
- В чем преимущество Православия?
- Благодатный огонь во время Православной Пасхи получают только Православные патриархи, истина и торжество веры присутствует только в Православии. Это подверждает сам Бог, потому что мощи святых, мироточивые иконы есть только в Православии. Нет ни в одной инославной церкви, ни в одной секте ничего подобного. Сколько мощей святых находится в Киево-Печерской лавре, на Святой горе Афон, по всем православным странам. В частности величайший святой Николай Чудотворец, мощи которого до сих пор источают миро. Мощи Александра Свирского, которые сохранились с 1540 года нетленными, кожа его до сих пор эластична. Вот так Бог показывает торжество и истинность вероисповедания, которые присущи только Православию. Хотя если мы берем вопрос благодати, как говорят святые отцы, благодать бывает разной. Каждой церкви, конечно, дается благодать, но полнота благодати, совокупность всего присуще только Православию.
- Батюшка, а где все-таки рай?
-Идет много споров, что рай на земле, находился он между Тигром и Евфратом. Нет, рай на земле никогда не находился. Он всегда был в небе. И та форма, которую мы сейчас имеем, то есть материальное тело, раньше была духовной. Душа человека находится по учению Церкви на два с половиной пальца от соска левой груди. Там находится истинный человек, который в дальнейшем будет иметь духовную форму. В главе Бытия написано, что после грехопадения облек Господь человека в ризы кожаные. То есть в физическое тело.
- В Армении очень много святых мест, но ощущение их святости утрачивается. Почему?
- Приходится констатировать тот факт, что святые места Армении, к примеру, Гегардский монастырь, попираются. Женщины заходят в храм не только без головного убора, но и в шортах и топих. Разве можно в таком виде приходить в дом Божий?! Нужно вводить ограничения, чтобы люди, даже приезжающие из-за границы посмотреть армянские святыни, должны как-то понимать и осознавать, что они входят в святое место. Это вопрос очень глобальный и очень болезненный, но его должны решать представители армянского духовенства. Церковь нужно посещать в соотвествующем виде, чтобы и человеку это не было грехом, и нам, а то получается, что мы какие-то материальные доходы ставим выше, чем пагубу души человеческой. Эту проблему нельзя решить в одночасье. Опять же СМИ - телевидение, радио, газеты должны доводить до осознания человека истинное подвижничество, тем более что каждый человек, в частности в Православии, когда он крестится, а в конце совершается постриг волос во имя Отца и Сына и Святага Духа, даже живя в миру, становится иноком, который должен служить Богу.
К сожалению, в Армении нет института монашества. К примеру, Святая гора Афон, Монашеская республика, где монахи являются молитвенниками за весь мир. На территории Армении, к сожалению, уже полторы тысячи лет или чуть меньше нету правильного монашеского института, нет именно тех молитвенников, которые молились бы за свою армянскую землю.
- Библия ясно свидетельствует, когда люди погрязли в грехах и бесчестии, их постиг потоп. Не являются ли нынешние катаклизмы свидетельством людского грехопадения?
- Все катаклизмы, сейчас происходящие на земле, показывают, насколько возросли грехи человека, что нету у людей покаяния, поэтому Господь пока вот так предупреждает, призывает – покайтесь, очнитесь... Ученые предупреждают, что к 2050 году население земного шара достигнет такого количества, что мы не сможем прокормиться. Конечно, чисто по человеческому сознанию земля не сможет выдержать. Но только по одной простой причине, что мы далеко ушли от Бога. Технический прогресс не приближает человека к Богу, а удаляет, поэтому человек надеется на свой разум... И конец придет тогда, когда оскудеет любовь. К примеру, те великие традиции, которые были у армян, в частности уважение маладшего к старшему, этого уже давно нет. Происходит глобализация земного шара, а глобализация – это уничтожение культуры, традиций, языкового барьера. Это приход к строительству Вавилонской башни, когда человек, забывая Бога, объединяется якобы под сознанием общего дела, но все это не очень хорошо закончится. Армения перестанет быть Арменией. Россия Россией. Грузия Грузией. И так далее. Или, к примеру, экуменистическое движение, которое есть движение сатаны. Как может православный молиться с сатанистом, с мусульманином?! Это все равно что небо и земля. К сожалению, в этом действе сейчас принимают участие не только представители Армянской Апостольской церкови, но также представители и Православных церквей, которые говорят, что это хорошо, а это реальный раскол внутри церкви. Если мы вспомним Советский Союз с общим пространством – что из этого получилось?! Развал. Также сейчас стерли границы в Европе, ввели единую валюту и говорят, что это хорошо, но из этого тоже ничего хорошего не выйдет. Чтобы правильно понять, к чему идет человечество, есть программа массонов приведения населения земного шара к одному золотому миллиарду. Это программа перед пришествием самого Антихриста. Но если кто-то скажет, что никакого Антихриста нет, то это будет большое заблуждение, потому что Антихристом будет человек, в которого войдет дух нечистый. И будет он управлять три с половиной года до пришествия Иисуса Христа. А самая большая победа сатаны, как он сам сказал, что «я убедил людей в том, что меня нет».
Елена ШУВАЕВА-ПЕТРОСЯН