Найти тему

О ТИПАХ НЕВРОТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Зигмунд Фрейд

В нижеследующих строках я должен изобразить, на основании эмпирически полученных наблюдений, какие изменения условий могут повести к тому, чтобы у лиц предрасположенных разразилось невротическое заболевание. Вопрос касается, следовательно, поводов к заболеванию; о формах болезни буду говорить немного. Из разных сопоставлений поводов к заболеванию явствует, что эти поводы отличаются той особенностью, что бесчисленные уклонения сводятся к libido индивидуума. Судьбу libido, благодаря психоанализу, мы признали решающим моментом для нервного здоровья или болезни. Также в этом определении предрасположения нельзя изменить ни слова. Психоаналитическое исследование именно дало нам возможность доказать невротическое предрасположение в истории развития libido и свести действующие в нем факторы к прирожденным разновидностям сексуальной конституции и к воздействиям внешнего мира, пережитым в раннем детстве.

а) Ближайшим и наиболее явным и наиболее понятным поводом невротического заболевания является то обстоятельство, которое мы можем назвать вообще запретом (Versagung). Индивидуум был здоров, пока его потребность любви удовлетворялась реальным объектом внешнего мира; он становится невротиком, если лишается этого объекта, не находя ему заместителя. Счастье совпадает со здоровьем, несчастье — с неврозом. Выздоровление дается не столько врачом, сколько судьбою, которая может дать заместителя для утерянной возможности получить удовлетворение. У этого типа, к которому принадлежит большинство, болезненные явления начинаются, прежде всего, с абстиненции, из чего мы можем заключить, какое большое значение для возникновения невроза могут иметь культурные ограничения обычного удовлетворения. Запрет действует патогенно, потому что он ставит плотину для libido, а для индивидуума — испытание: как долго он может выдержать такое повышение психического напряжения и какой пробьет себе выход для освобождения от него.

Существуют только две возможности сохранить при продолжительном запрете: во-первых, перенесение психического напряжения в деятельную энергию, обращенную к внешнему миру и завоевывающую в нем удовлетворение libido, и, во-вторых, отказ от либидинозного удовлетворения, сублимация задержанного libido и применение его к достижению не эротических целей, не требующих запрета. Так как обе эти возможности находят осуществление в человеческой судьбе, то это доказывает нам, что несчастье не совпадает с неврозом и что не один запрет обусловливает здоровье или болезнь131субъекта. Влияние запрета заключается, прежде всего, в том, что он вводит в действие до этого времени не деятельные предрасполагающие моменты.

Там, где последние имеют довольно значительное развитие, возникает опасность интроверзии libido. Оно отворачивается от действительности, опасность интроверзии libido. Оно отворачивается от действительности, которая потеряла для индивидуума цену благодаря суровому запрету, и уходит в жизнь фантазии, где создает новые желания и снова переживает призраки прежних, забытых желаний. Вследствие внутренней связи деятельности фантазии с сохранившимся у каждого индивидуума инфантильным, вытесненным и ставшим бессознательным материалом, и благодаря исключительному положению по отношению к действительности, которое ограничивается фантазиями.

Libido может идти дальше только в обратном направлении, регрессируя оказаться на инфантильных путях и домогаться соответствующих этому целей. Если эти стремления, непереносимые для данного состояния индивидуума, приобретают достаточную интенсивность, то между ними и другой частью личности, сохранившей связь с реальностью, должен возникнуть конфликт. Последний разрешается через образование симптомов и выражается в явном заболевании. Что весь процесс произошел от реального запрета, отражается еще в том, что симптом, благодаря которому достигается связь с действительностью, представляет собою заместителя удовлетворения.

б) Второй тип поводов к заболеванию совсем не так заметен, как первый, и мог быть открыт только после глубокого аналитического изучения при помощи теории комплексов Цюрихской школы. Индивидуум заболевает тут не вследствие изменений во внешнем мире, потребовавших запрета вместо удовлетворения, но вследствие внутреннего усилия раздобыть себе в действительности соответствующее удовлетворение. Он заболевает вследствие попыток приспособиться к действительности и исполнить ее требования, причем натыкается на непреодолимые внутренние препятствия. Я рекомендую сделать резкое разделение этих двух типов заболеваний, более резкое, чем это допускает большей частью наблюдений.

При первом типе выступает вперед изменение во внешнем мире, во втором центр тяжести лежит во внутреннем изменении. В первом случае заболевают от переживаний, во втором — от хода развития. В первом случае задача состоит в отречении от удовлетворения, и индивидуум страдает от недостатка: сопротивляемости; во втором — задача требует замены одного удовлетворения другим, и крушение происходит от недостатка гибкости. Во втором случае наступает конфликт между стремлением остаться тем, что ты есть, другим стремлением — приспособиться к новым целям и новым требованиями действительности, наперед данным; в первом — он является только тогда, когда заторможенное libido выбирает себе другие и совершенно непереносимые возможности удовлетворения. Роль конфликта и прежней фиксации libido при втором типе значительно больше бросается в глаза, чем при первом, при котором такая не находящая применения фиксация заметна бывает только случайно, вследствие внешнего запрета.

Читать полностью на сайте... krinitsyn.ru