Автор: Александр Петров
В любой сельской местности, там, где людское племя прожило хотя бы с десяток лет, неизбежно возникает своя мифология. Близость ли людей к природе располагает к этому, или нечто еще, но это факт. Бродят в народе байки, рассказы о хороших и плохих местах, побасенки о странных встречах в лесу и сказ о том, как Мишка-поп черта видел...
Большинство из них - чистое народное творчество, сочинения, сложенные со скуки или после продолжительного общения с зеленым змием, но существуют мифы, которые подтверждаются реальностью. А в некоторых легендах даже удается поучаствовать. О таком случае я и расскажу.
Произошла эта история в начале девяностых. Есть у нас в Латгалии место, которое все называют Кабаний Бог. Называют и называют, никто особо не задумывается, откуда это название взялось. Говорили: "Пошел в малину за Кабаний Бог" - и было ясно, где это. Смысл слов стерся, осталось только географическое наименование - Кабаний Бог, Лосиный Лог, Заячья Поляна... А между тем, смысл у названия имелся, и последующие мрачные события это подтвердили с пугающей четкостью.
Сам я наткнулся на Кабаньего Бога случайно. Не помню, какого рожна меня туда занесло - то ли по грибам шатался, или в ягоду шел, а может, просто колобродил по лесу, люблю это дело. Я вломился в заросли густого кустарника и неожиданно для себя оказался на почти круглой прогалине. Главной фигурой здесь был огромный, метра два с половиной в высоту, гранитный валун. Сразу стало понятно, откуда взялось название - на выпуклом боку красовался отпечаток кабаньего копыта, раза в два больше натуральной величины. Выбитый в сером граните отпечаток был довольно глубок.
Вокруг валуна не росла трава, на нем не было мха и лишайников. Обойдя каменюку вокруг, я обнаружил, что гладкость противоположной стороны нарушает пояс эрозии, наподобие тех следов, что оставляет на камнях вода за тысячи лет упорного труда. До высоты полутора метров камень был сильно сточен.
Подивившись усилиям древних мастеров, чье упорство в выбивании знака можно сравнить только с упорством воды, я отправился тогда восвояси.
Следующая встреча с камнем произошла зимой - той же, или следующей, не помню уже. Взяв старенькие лыжи и радуясь погожему зимнему деньку, я решил прогуляться по окрестностям.
Сворачивать к Кабаньему Богу не планировал, но мое внимание привлек странный шум, доносившийся с той стороны. Я человек любопытный и поэтому ничтоже сумняшеся повернул к источнику взвизгиваний и уханья.
Приблизившись к памятному месту, я двигался все медленнее. Уж насколько мне привычен лес, а и то потихоньку становилось не по себе от того гвалта, что стоял около валуна. Стараясь не наступать на валежник и поменьше скрипеть снегом, я осторожно приблизился к кустарнику, который рос по краям прогалины. Когда я аккуратно отвел занесенные снегом ветви, мне представилось зрелище сколь неожиданное, настолько и невероятное.
Земли вокруг камня было не видно из-за обилия черных и бурых волосатых спин. Огромное стадо кабанов голов в сорок толпилось вокруг камня. Повизгивая и похрюкивая задние напирали на тех, кому уже повезло добраться до шершавой гранитной поверхности. Счастливчики же самозабвенно лизали холодный камень. Нижнюю часть камня густо покрывали замерзшие потеки мутной кабаньей слюны. Удивительно, но при полуметровых сугробах вокруг, около самого камня земля была чистая. Круг, на котором не росло ни травинки, был радиусом метра три, и большинство свиней старалось попасть именно в его границы.
Время от времени вспыхивали короткие потасовки, и вот уже новый лизун припадает к вожделенному граниту. При всем при этом соблюдалось некоторое подобие порядка - группа взрослых маток зорко следила, чтобы доступ к кабаньему алтарю получала и молодежь, которая жалобно повизгивала за стеной волосатых задниц. Маток было штук пять, слаженная команда, и особо зарвавшимся самцам также доставалось на орехи.
Когда я, собравшись с духом, выступил из своего укрытия, самки только равнодушно посмотрели на меня, остальные и вовсе делали вид, что меня здесь нет. Постояв и осмелев, я подошел к кабанам вплотную. Безрассудство, конечно, но кто в восемнадцать об этом думает?
При желании я мог погладить спины, покрытые жесткой шерстью с застрявшим в ней мелким лесным сором. Что и не замедлил сделать. Кабан под моей рукой даже не вздрогнул, весь без остатка занятый своим делом. Никогда ранее я не видел так близко даже одного кабана, а тем более - целое стадо.
Постояв среди кабанов минут десять и насквозь пропитавшись острым звериным духом, я замерз и понял, что пора бы и честь знать. Выбраться из гущи стада оказалось гораздо сложнее, чем затесаться в их компанию. То и дело очередная свинья становилась боком на моем пути, и приходилось аккуратно ее обходить. В такой ситуации как-то быстро забылось, что человек - это царь природы, и опять стало откровенно страшно. Распихивать внаглую эту свинскую банду я не решался - представьте себя на моем месте и поймете, почему. Стараясь сохранять спокойствие, протискивался бочком. Выбравшись, наконец, из мешанины волосатых тел, я наткнулся на взгляд контролирующих ситуацию самок. Верите или нет - они смотрели снисходительно и насмешливо.
Потрогать сам камень я не решился. Ну его. А вдруг мохнатой пастве это показалось бы кощунством? Сейчас-то это кажется смешным, но тогда, в лесу, вдали от людей и наедине с этой лесной мистерией... Вы понимаете.
Я с сожалением покидал такое необычное природное явление, но мне было явно пора, зимний день короток. На обратном пути, часть которого пролегала по заснеженному склону пологого холма, я наткнулся на следы чужих лыж. В этой глуши и в такое время встретить человека было делом необычным. Окрестные деревенские были людьми практичными, и таскаться по лесу в мороз у них особого резона сейчас не было.
Было видно, где таинственный незнакомец заметил мой след и встал в мою лыжню. Его путь явно лежал туда, откуда пришел я, и мы разминулись буквально на минуты - я ушел с прогалины с другой стороны. Заинтригованный, я было двинул назад, но тут со стороны Кабаньего Бога раздались звуки выстрелов. Судя по всему, палили из охотничьего ружья. Над притихшим лесом адской какофонией поднялся визг и вой. Незнакомец палил, как заведенный. Рев и визг из-за холма достигли апогея, вспугнув куропаток, которые в клубах снежной пыли вспорхнули из-под соседней ели, чуть не сделав меня заикой.
Интенсивность стрельбы также пошла на убыль, но желание идти по следу стрелка у меня пропало напрочь. Я во все лопатки припустил вниз по склону к спасительному ольшанику, молясь, чтобы этот псих не вылез со своей базукой на вершину холма и не увидел меня. Хватит же ума пальнуть по движущейся мишени, а уже потом разбираться, кто я - кабан или человек.
Через день приехавший к нам на санях сборщик молока рассказал, что местный непутевый шалопай Петька-Шалава давеча приволок на тракторе целый прицеп битых кабанов и устроил распродажу в поселке. Поставил, шельмец, прямо у прицепа колоду с топором и тут же откочерыживал от туш понравившиеся покупателям куски. Кабаны, говорили, были сильно измордованы - Петька хреначил жаканом практически в упор. Самцы, матки, подсвинки - все в одной куче.
Подошедшему арестовывать его за браконьерство и беспредел участковому сунул тушу пожирнее и продолжал свое грязное дело. Надобно тут заметить, что охотничья лицензия у Петьки была, как было и ружье. С заработков в Риге привез Петька где-то правдами-неправдами раздобытый жуткий тогда дефицит - шестизарядную помпу.
Ходил гоголем, но человечишка был дрянной, как ты ни крути. Прозвище Шалава он получил за то, что в разговоре всех особ женского пола от двенадцати до шестидесяти именовал именно так. Мож, обидел его кто когда сильно...
Не знаю, в чем причина паломничества кабанов к камню. Может, кто бывалый расскажет - зачем они лижут гранит. И я не берусь судить, какой был смысл у знака, выбитого древними охотниками. Может, он обозначал место, где добрая охота. А может, наоборот, указывал, что бить зверя здесь никак нельзя.
Вот только Петка-Шалава умер той же зимой. Сломал ногу, отправившись браконьерить, да и не смог сам выбраться из лесу. Мобильников-то не было тогда. Нашли его через неделю после того, как Петька пропал. По следам было видно, что прополз он с полкилометра, пока умер. Мне, по сути - пацану еще, особо много не рассказывали, но я слышал, как мужики говорили деду, что снег вокруг тела был пропитан кровью, а сам Петька был изглодан до костей, особенно голова и руки. Кабанами. Причем, судя по количеству крови, говорили мужики, кабанье творило свои дела, пока Шалава еще жив был... Так-то вот. Сам я Петьку не видел, но, по рассказам, хоронили его в закрытом гробу.
Участковый ослеп, отравившись конфискованным пойлом, еле выжил.
Женька, дружок Петькин, что помогал кабанов битых в трактор грузить, покалечился сильно на лесопилке, где работал, лишился руки.
А я, спустя время, очень порадовался, что-таки не отправился тогда на следующий день пошарить по кустам в поисках подранков...
Нравится рассказ? Поблагодарите журнал и автора подарком.