ТОНЯ АНДРЕЕВА: «КАДР ОБЫЧНО ПРИХОДИТ САМ»16 февраля 2016
Фото:Тоня Андреева
Член нашего клуба Тоня Андреева занимается предметной и пейзажной живописью, организует туры в труднодоступные места, конструирует сумки и рюкзаки. А еще она — мама четверых замечательных детей. И это нисколько не убавило ее интереса к новизне и творчеству.
— Тоня, добрый день! Для начала расскажите, пожалуйста, кто вы по профессии и как открыли для себя мир фотографии?
— День добрый, по профессии я художник, специализация — живопись и натюрморт. С опытом работы сложнее — я долго занималась полиграфическим дизайном, потом веб-дизайном, сейчас у меня своя небольшая дизайн-студия, мы разрабатываем и шьем изделия из кожи.
— Как давно вы начали фотографировать? Изучали фотографию самостоятельно или профессионально?
— Фотографирую я давно, со школы, камерами типа «Смена-8М» и прочими. А первая б/у зеркалка у меня появилась случайно в 2012 году, и был это Canon 450D. Три года я снимала им детей и предметку для работы и чувствовала себя прекрасно. Осваивала по урокам в Сети, потом сама начала учить фотографировать хендмейд-изделия. В 2015 году доросла до смены камеры на полнокадровую — перестало хватать кропа.
— Сегодня, если мы правильно понимаем, вы в основном занимаетесь пейзажной фотографией?
— На одну треть предметной, на две — пейзажной, соотношение примерно такое. Предметка в основном для продаж, пейзаж — для души.
— Вы организуете интересные фототуры и поездки и сами участвуете в них. Можете ли рассказать о своих любимых направлениях? Какая природа и погода вдохновляют вас?
— Да, с осени прошлого года мы вместе с Максимом Евдокимовым начали организовывать поездки сами, пытаемся попасть в труднодоступные места, куда в одиночку добраться сложно или дорого. Сейчас пробуем собрать команду единомышленников-«маньяков», с которыми нам будет комфортно, с похожими жизненными ценностями. В планах Баренцево море, Урал, Кавказ, Ладога, Онега, Колыма и другие места. Идей масса!
Мне по большому счету все равно, где снимать, только уберите толпы туристов и классические достопримечательности. Переулочки сгодятся, полузаброшенные деревушки — отлично. А еще лучше — одинокие северные островки, горы, вода, камни и дикая стихия. Погода... Если небо не полыхнет сногсшибательным рассветом или закатом, я не расстроюсь, у меня просто появится повод поискать другой сюжет; это словно вызов, брошенный природой: а так тебе слабо? Ну-у-у, мне, может, и слабо, но очень интересно.
— Можете ли вы вспомнить какие-то моменты из поездок или сами поездки, с которыми связаны самые яркие впечатления?
— C марта 2015-го у меня вся жизнь — сплошное яркое впечатление, стоило вырастить четверых детей и, наконец, начать немножко жить для себя. Начиная с этого времени я побывала на Байкале, Ладоге, Онеге, Белом море, Кольском полуострове, в Крыму, вдобавок практически каждые выходные выезжаю в места в радиусе 300–400 км от Москвы. Пейзажи я снимаю с марта, скоро будет год, и в него попало очень-очень много...
Самые яркие воспоминания — идти несколько часов от закончившейся в снегах лесовозной дороги до затерянного поселка на краю света, плавать на моторной лодке по ладожским островкам, рулить 2000 км до далекой Териберки, купаться в зимнем море на закате, замирать на месте, когда небо полыхает всеми возможными и невозможными красками...
— Насколько вам важно получить задуманный кадр? Например: вы нашли точку съемки, но из-за неподходящих погодных условий кадр сделать не получается. Будете ли вы возвращаться? Сколько кадров можете сделать, чтобы получить тот самый образ?
— Мне неважно, какие сегодня погодные условия, мне важно место. Фото — просто возможность передать свои эмоции, поэтому у меня не бывает цели вернуться, чтобы доснять или переснять что-то. Вернуться хочется, но чтобы увидеть знакомое место по-другому. Кадр обычно приходит сам, мне интересно с помощью композиции попытаться сделать его максимально близким к эмоциям, это непросто. Иногда получается с лету, иногда не получается совсем.
— Заранее предугадывая ответ, все же спросим: суровые погодные условия — мороз, снега — не являются для вас препятствием к творчеству?
— Нет.
— Как вы думаете, ви́дение дается свыше или же его можно развить?
— Не знаю, насколько я имею право рассуждать на тему видения свыше... По-моему, это должно выглядеть примерно так — если человек чувствует красоту и она цепляет что-то в его душе, то у него есть видение. Суметь научиться вычленять из большого общего, что же именно тебя зацепило, можно, а вот если ничего душу не царапнуло, то без шансов, увы.
— Что для вас является критерием хорошей фотографии?
— Хорошая фотография — как хорошая картина: для каждого своя. Хорошая фотография сработает как знак STOP. В ней послание, которое до тебя дошло и в котором тебе захотелось разобраться. Плохая фотография не оставляет следа в душе, и это не про технику исполнения, ни в коем случае, это про душу и чувства.
— Фототехнику каких производителей вы используете?
— У меня камера Canon 6D и один объектив Canon 17–40 mm /f4.
— Как вы думаете, какие черты характера должны быть присущи фотографу в первую очередь?
— Неуравновешенная психика. Фотографа должно выбивать из равновесия то, что оставит обывателя спокойным, аки удав на солнышке. А дополнительно — уж как повезет: любите и цените людей — займитесь портретами, тактильно зависимы — натюрмортами, нравятся природа и путешествия — вам нужен пейзаж и так далее.
— Есть ли мастера фотографии, творчество которых для вас особенно ценно?
— Хм... Для меня есть работы, которые меня остановили, и у одного фотографа их может быть несколько, а может быть и всего одна; а через пару месяцев мне будут интересны другие снимки... Мне интересны люди, которые эти работы создают, отражение их мира, их видение, их находки какие-то. Имен называть не стану, это адская смесь, и известных фотографов в этом списке нет, я не поклонник авторитетов.
— Помимо фотографии, вы занимаетесь еще и рукоделием. Что для вас значит хендмейд? Насколько, с вашей точки зрения, человеку важно творить и созидать? На вашем примере просто невозможно не вспомнить фразу: «Талантливый человек талантлив во всем».
— Спасибо на добром слове. Мне интересно осваивать новое, я никогда не училась шить. Мои нынешние рюкзаки, сумки и прочее — «расплата» за интерес к фактурам и любви поконструировать. Если передо мной появляется интересная поверхность, то тут же врубается тумблер «креатив». Далеко не всем нужно творить и созидать, большинству это совсем не надо и не дано, зачем оно им? Ну а человеку творческому не давать перевернуть все вверх ногами — преступление! Каждому свое, это нормально.
— Как давно вы читаете наш журнал? Как узнали о клубе и что стало главной причиной решения присоединиться к нам?
— Читаю с лета, до этого не знала ни о журнале, ни о клубе. Узнала благодаря совместному с «Российским фото» туру во Владимирскую область. Мне нравится подборка статей и ваш стиль в целом — и полезно, и разнообразно, с хорошим вкусом.
— Вы уже начали пользоваться преимуществами? Какие скидки и бонусы наиболее полезны лично для вас?
— Я с удовольствием посещаю выставки, другими бонусами и скидками пока воспользоваться не довелось.
— Большое спасибо за беседу! Удачи вам и новых прекрасных кадров!
— Спасибо!
Имя, фамилия, возраст: Антонина Андреева, 46 лет.
Веб-сайт: фотопутешествия — wildphotorus.ru, дизайн-студия — ota-studio.ru.
Техника: Canon 6D, Canon 17–40 mm /f4.
Выставки, награды, достижения: не участвую.
Источник вдохновения: цвет.
Лучший совет: свет упустить не страшно, обиднее пропустить жизнь.