Как владельцу бизнеса правильно осуществлять контроль работы исполнителя-фрилансера?
Я постараюсь объяснить свое видение, применив классические, академические понятия управления персоналом.
Почему я провожу эти аналогии? Я считаю, что позиции “Руководитель - подчиненный и заказчик-исполнитель” по сути равны. Потому что только опытные исполнители с высокой внутренней мотивацией способны работать эффективно самостоятельно, если при этом обладают стратегическим мышлением, не выгорая быстро.
Я даже думаю, что именно денежная мотивация, высокий заработок таких исполнителей, играет свою роль.
Работаете с начинающим или с не ответственным исполнителем, платите относительно мало? Вам придется быть руководителем для него, приняв на себя ответственность за итоги проекта.
- Да-да, если вы не нанимаете высокооплачиваемого управленца - эдакого прораба, наблюдающего за стройкой - вам придется столкнуться с необходимостью контроля исполнителя.
- Именно “контроль”, но контроль правильный, соединяющий в себе все управленческие компетенции.
- Контроль позволит вам справляться с “человеческим фактором” исполнителя - той ситуацией, когда выполнение вашего заказа затягивается, выполняется плохо или просто отменяется - и это тоже грустно, даже если вам вернут деньги - время безвозвратно ушло.
Итак, каковы элементы контроля, которые должен знать руководитель.
Что нам говорит традиционная теория управления?
- Контроль всегда имеет сравнительно-измерительную функцию, то есть руководителю нужно уметь ставить цели, планировать, делегировать - а потом оценивать результат.
- В случае отклонения плана от результата - уметь оценивать последствия и то, нужно ли это принимать во внимание, корректировать.
- Это требует профессиональных компетенций, я считаю именно поэтому руководителю нужно пройти сначала “путь ремесленника”, чтобы владеть темой полностью
В целом, контроль - одна из базовых управленческих компетенций. При этом качество работы обеспечивается не только “карательным контролем”. Но и способностью руководителя правильно ставить цели, принимать решения, планировать и далее делегировать подчиненным работу. Все это входит в управленческую квалификацию.
А теперь давайте заземлимся ближе к реальной практике онлайн-продаж
Дано: предприниматель, который не нанимает управленца или опытного стратега-исполнителя, экономя деньги, обращается к начинающему или к недостаточно опытному, или к некомпетентному “сладкоголосому”, не имея критериев оценки и де-факто становится ему руководителем.
1. Постановка целей исполнителю.
Умеете ли вы правильно ставить цели исполнителю?
- На всякий случай, “продвижение бизнеса в соцсетях” - это не цель.
- Цель - “есть онлайн-курс, нужно продать 30 мест на поток к 1 сентября”
2. Адекватная оценка своих ресурсов.
Умеете ли вы адекватно оценивать свои ресурсы, которые исполнителю надо использовать для достижения целей?
- Честно говоря, если у вас стартап и если на прямой вопрос “что же вы продаете и почему люди должны это купить это здесь и сейчас?” в ответ исполнитель слышит невнятный рассказ на полчаса, вместо четкой формулировки, при этом ваш бюджет 100 долларов на таргет + оплату исполнителя, то ресурсов явно маловато.
3. Выстраивание стратегий
Умеете ли вы правильно планировать, то есть выстраивать стратегию?
- Между нами, просто направлять холодный трафик на лендинг это слив бюджета. Холодный трафик - имеются в виду люди, которые не знают ни вас, ни ваш продукт. Правильные продажи - это продажи любящей и знающей вас аудитории, а это достигается воронками продаж в долгосрочных системах продаж
Да, я хочу сказать, что для эффективного управления исполнителем надо знать тему, то есть учиться. Или изучите самостоятельно
Владелец бизнеса - это многорукий бог Шива
Теория управления нам говорит, что чтобы научиться использовать компетенцию “контроль” эффективно, руководителю, “многорукому богу Шиве”, нужно идти сразу по трем направлениям - развивать профессиональные и моральные качества своей личности, направлять мышление подчиненных в правильном для дела направлении и уметь корректировать поступки подчиненных
Неуспех исполнителя - это не только его вина. Но и ваша, как руководителя и мотиватора. Верно и обратное. Лара
Когда руководитель контролирует исполнителя при этом нужно преодолеть 3 затруднения руководителя и 3 затруднения подчиненного, в основе которых спектр от дискомфорта от нарушения рамок своей личности до дискомфорта от принуждения другой личности.
Лайфхак от Лары:
Чтобы сотрудничество доставляло больше радостей и меньше морального и материального дискомфорта, быстрее переходите с исполнителям в позицию сотрудничества во имя одной цели. Поверьте, многие из них искренне хотят помочь вам.
Хотите доказательств?
Смотрите отзыв заказчика Владимира Мартыненко о нашей выпускнице, тренере Светлане Майоровой
Всем нам нужны “пинаторы и коучи
Причем вдохновение работает лучше принуждения. Хороший исполнитель и осознанный заказчик должны коучить друг друга во имя достижения цели.
Именно поэтому контроль требует от руководителя внимательности к деталям, силы духа и умения противостоять стрессам, умение коммуницировать и правильно задавать вопросы - прямо, но тактично. А также важны самодисциплина, спокойствие, стрессоустойчивость, терпимость и настойчивость одновременно.
Перевожу:
Когда вы общаетесь с исполнителем-фрилансером, а также с представителем агенства, будьте вежливы, терпимы, корректны, но настойчивы. И еще раз: вежливы. Это и есть нормальное общение, принятое в трудовых отношениях.
- Чтобы контроль был эффективным, руководитель должен владеть тремя видами мотивации - к достижению, к избеганию, уметь привлекать людей с нравственной мотивацией. Поэтому руководителю важно развивать весь спектр лидерских качеств характера.
Перевожу:
По классике мотивировать исполнителя нужно, рисуя ему две картины мира: “Как хорошо будет, когда мы достигнем цель и как плохо будет, если не достигнем”. Если же вам попадется исполнитель, который работает хорошо по природе своей, обладая нравственной мотивацией к хорошему труду, берегите его.
Резюмирую
Заказчику, владельцу бизнеса лучше всего обращаться к опытным исполнителям, но не забывать при этом о контроле, мотивации и деловом этикете общения. И для контроля самому заказчику (или его представителю) желательно быть в теме, освоив самостоятельно или пройдя обучение.
Автор - Лара Костровая
Статья написана под влиянием первой лекции Александра Фридмана о классическом управлении, функции контроля. Я пыталась переложить ее на свои реалии, расширенно выполнив ДЗ:) А что думаете вы?