Здесь, у подножия Елеонской горы, сохранился небольшой участок земли от некогда пышного грота. Жидкие ряды масличных деревьев. Приятная тень от них. Цветочки и непреодолимая боль в воздухе...Гефсимания...
Это место покоя. Здесь хорошо и тихо, несмотря на сотни паломников. Здесь нестерпимо больно. Ведь всё здесь о Его человеческом страхе, о Его прошениях, о Его страдании...и о Его Божественном величии милосердия.
Маленькое видео из Гефсиманского сада по ссылочке
Храм, который находится прямо возле Гефсиманского сада - Францисканское чудо. На алтаре тот самый камень, на котором молился Спаситель о Чаше. Огромные окна с темными фиолетовыми витражами. Здесь нельзя разговаривать, даже шепотом.
Видео из храма смотри по ссылке.
Храм средневековый. Кое-где сохранились фрагменты древней плитки на полу. Ее можно увидеть сквозь стекло.
Камень моления на алтаре огорожен "заборчиком" из терновых венцов.
Обстановка в этом храме - абсолютное, стопроцентное "попадание в цель". Ничего более подходящего настроению и состоянию этого места просто не придумать.
Именно отсутствие света. Именно фиолетовый оттенок. Именно тишина. И в этом всём одна мысль - мысль о той самой последней молитве Христа. Об учениках, которые уснули..."Да как они могли? Ведь он просил...ведь впереди ТАКОЕ...да вот я бы..." Но в ту же секунду понимаешь - "я бы" - это лишь желаемое. А вся твоя жизнь - это тот самый сон, которым уснули ученики, несмотря на Его просьбы и слезы. В этой тьме и величественно-тоскливой красоте самые глубокие мысли. Полные раскаяния и близости к Богу.
"Стою, смотрю на вековые масличные деревья и поверить не могу - эта земля видела Спасителя. Эти деревья - живые свидетели той молитвы, которую возносил Он здесь.
*Некоторые оливковые деревья в Гефсиманском саду действительно растут более двух тысячелетий
Прикасаюсь лбом к камню, на котором Он молился...БОГ. Своими ногами стоял ЗДЕСЬ. Его слезы, пот и кровь..."
Разве может понять это человеческий ум? Вместить величие места?
Я была там. Стояла и настойчиво убеждала себя в факте того, ГДЕ я нахожусь. Но все мои уговоры самой себя были бесполезны. Сердце замирает. А ум не вмещает.
Да и если вместит, то, наверное, не выдержит величия этого места.
Здесь свят не только камень, к которому выстраивается очередь паломников. Здесь свята каждая пылинка. Эти деревья - настоящие святыни. Воздух здесь свят!
В день когда мы приехали срывался мелкий дождик. Была пятница и город пронизывали звуки мусульманской молитвы. Джума-намаз (видео)... это сочетание распевов (призывов к молитве) и проповеди.
Конечно, мусульманский намаз далек от скорби Гефсимании по содержанию, но как же он дополнял "картину" этого места. Не знаю почему, но душу щимило от молитвы имама.
А вот нарядные и такие праздничные мусульмане, идущие в мечеть немного нарушали образ. В месте скорби не хочется видеть торжество. Впрочем их белые одежды напомнили о том, каким великим Праздником завершилась "Гефсиманская скорбь".
Вот так снова и снова в Иерусалиме смешивались православные чувства с мусульманскими реалиями. Наши святыни с католическими. Счастье и болью...