В преддверии великого праздника, я не могу обойти тему Отечественной Войны. Знакомство с военной литературой у меня началось в школьном возрасте, когда мама посоветовала почитать Бориса Васильева. Роман "В списках не значился" перевернул мое представление о войне, я поняла что ничего не знаю о ней. Что мы все, воспитанные на героических фильмах, ничего о настоящей войне не знаем.
Роман повествует о сражениях в Брестской крепости. Главного героя романа, молодого лейтенанта война застает, как и всех, неожиданно. Он не был готов к такому, его представления о геройстве и масштабных битвах рушатся.
Он понимает, что война - это подлость, трусость. Что каждый шаг на войне приходится переступать через свою личность, рушить свои идеалы. Какого тебе, а не другому человеку идти на смерть? Вот представьте, что сейчас нужно бежать, ползти, убивать, сейчас встать и идти умирать. И каждая секунда превращается в вечность, в вечный бой.
Герой романа постепенно набирается военного опыта, прячется в казематах, делает вылазки и убивает врагов, сначала вместе со своими товарищами, а потом один. До последнего патрона. До состояния, когда уже не чувствуешь ни страха, ни голода, ни холода, ни боли, ни смерти. Когда его вывели к захватчикам, состоялся такой диалог между героем и немецким генералом, который я приведу дословно:
Неизвестный вдруг медленно повернул голову, и в генерала уперся его немигающий взгляд. И густая борода чуть дрогнула в странной торжествующей насмешке:
— Что, генерал, теперь вы знаете, сколько шагов в русской версте? Это были последние его слова.
Немецкий лейтенант звонко и напряженно, как на параде, выкрикнул команду, и солдаты, щелкнув каблуками, четко вскинули оружие «на караул». И немецкий генерал, чуть помедлив, поднес руку к фуражке.
Они отдавали честь нашему солдату, но ему было все равно, он был выше всяких земных почестей, он умирал не срамя свою страну.
Понятное дело, что в художественной литературе нельзя обойтись без романтического, геройского ореола. Мол бежали вперед и били фашистов. Били и бежали, но мало кто задумывается какого было рядовому, одному из многих, который, например умер в своем первом бою, в кровавом и земляном месиве, безвестный, такой юный. На это есть не художественная литература, а личные мемуары, о которых я расскажу в следующей статье.