Пластинки, бобины, кассеты, позже CD-диски. Коллекции, стеллажи, погоня за редкими экземплярами, устройства для их прослушивания. Редкие изделия обладали повышенной ценностью и как бы наделяли его владельцев дополнительной привлекательностью - японский кассетник дома в 70-х-80-х годах был очень веским аргументом для того, чтобы убедить девушку придти к тебе в гости…
Дефицит порождал порой сумасшедший спрос. А уж если дефицит подкреплялся ещё и запретом или нежеланием выпускать в крупно-тиражное производство музыку некоторых исполнителей, интерес вырастал в разы.
С конца 40-х годов, когда в стране восстанавливалась промышленность и экономика, производство товаров не первой необходимости осуществлялось в ограниченных объёмах, поэтому пластинки в то время были относительным дефицитом – даже те, музыкальные произведения на которых были любимы и одобрены министерством культуры тех времён.
Именно в эту пору получили распространение «пиратские» пластинки, которые изготавливались на рентгеновской плёнке, отлично подошедшей для этих целей.
Для изготовления брались в основном использованные снимки, поэтому «пластинки» получались подчас устрашающие – с монохромными костями кистей, стоп, рёбер и черепов. В силу этих особенностей такие подпольные носители музыки получили название «Музыка на костях».
Пластинки изготавливались двумя способами: нарезкой и штамповкой. Аппаратура, на которой осуществлялось тиражирование таких носителей, в основном была самодельной, профессиональные устройства для такой записи были редкостью.
В середине 50-х годов широкомасштабное легальное производство пластинок было налажено, дефицит пошёл на спад, в магазинах появился неплохой ассортимент, производство «музыки на костях» временно утихло.
Второе дыхание тиражирования музыки на рентгеновских снимках наступило в 60-х годах с появлением на Западе мега-популярных музыкальных коллективов, прослушивание которых в СССР не поощрялось, а то и категорически запрещалось напрямую из идеологических соображений. Качество звучания "музыки на костях", как и раньше, оставляло желать лучшего, да и изнашивались такие "пластинки" очень быстро.
Не смотря на все минусы качества таких носителей, целое поколение слушало джаз, рок-н-рол и нелюбимых советской цензурой отечественных исполнителей именно таким экзотическим способом, что стало легендой своего времени и сейчас вызывает у старшего поколения как минимум тёплую, ностальгическую улыбку - «…ты готов был отдать душу за рок-н-ролл, извлечённый из снимка чужой диафрагмы» (с) В.Цой
Увидеть вживую экземпляры таких пластинок, а также купить, обменять или продать настоящие виниловые пластинки, кассеты, бобины и образцы ретро-проигрывателей можно на Петербургских ярмарках ДоМажорВИНИЛ.
Спасибо, что прочитали статью до конца! Оцените её, поделитесь ею в соц.сетях и подпишитесь на канал — это поможет его развитию! Следите за обновлениями на нашем канале!
Оригинал статьи размещён на нашем сайте https://kollekcioner-spb.ru/article/_rok_n_roll_izvlechyennyy_iz_snimka_chuzhoy_diafragmy_s/
Автор статьи - Михаил К.