В 1929 году китайский крестьянин из местечка Саньсиндуй в уезде Гуанхань, что в провинции Сычуань, рыл колодец и наткнулся на изделия из нефрита. Большая их часть разошлась по частным коллекциям, но данная местность привлекла внимание археологов, которые неоднократно проводили там раскопки. Первыми исследователями стали англичанин Доннингторн и американец Грэм, возглавлявший в 1930-х годах музей при Западно-Китайском университете. Длительный перерыв в работах случился после начала войны с Японией, а затем гражданской войны в Китае, но с 1950-х годов раскопки были возобновлены. Однако долгое время крупных находок не появлялось, пока в 1986 году не произошло сенсационное событие.
На этот раз тоже повезло непрофессионалам. Рабочие местного кирпичного завода 18 июля наткнулись на тайник в земле, содержащий древние предметы из бронзы, нефрита и керамики. Археологи начали интенсивные поиски вокруг, и спустя менее месяца, 14 августа, наконец, и им сопутствовала удача. Всего в тридцати метрах от первого был найден второй тайник. Художественный стиль, в котором были выполнены бронзовые изделия, предметы из слоновой кости и золота оказался совершенно неизвестен знатокам древнего китайского искусства. Содержимое тайников оказалось столь необычным, что с этого момента название местности Саньсиндуй навсегда вписано в историю китайской археологии.
Что же такое Саньсиндуй? Сейчас, когда в этих местах в течение многих лет работали археологи, понятно, что люди жили в Саньсиндуе задолго до того, как Цинь Шихуанди основал первую императорскую династию и создал знаменитую терракотовую армию, и даже до эпохи Сражающихся Царств. Поселение здесь возникло в конце неолита (самые ранние находки датируются примерно 2800 годом до нашей эры) и продолжило существование в период ранней бронзы. Расцвета оно достигло в 2100–1400 годах до нашей эры, что соответствует в традиционной китайской историографии так называемому «царству Шан – Инь», располагавшемуся в бассейне Хуанхэ, то есть северо-западнее Сычуани, где находится Саньсиндуй.
В период расцвета Саньсиндуя его площадь достигала 17 квадратных километров. В центре располагался настоящий город, обнесенный стеной из высушенного на воздухе кирпича. Ее высота достигала шести (по другим данным, до десяти метров), а ширина составляла сорок метров у основания и двадцать наверху. Город занимал площадь 3,6 километра. Стена окружала его с трех сторон, четвертой он примыкал к реке Яцзы (существует гипотеза, что северная стена все-таки существовала, но с течение времени была размыта рекой). Приток Яцзы, река Маму, частично протекал внутри городских стен. Заметим, что в русскоязычных популярных статьях нередко говорится, что Саньсиндуй находится на берегу реки Янцзы – это ошибка, не Янцзы, а Яцзы (другое произношение Цзиань), в верхнем течении эта река называется Тункоу и впадает в реку Фу, а вот уже Фу впадает в Янцзы.
Стены были окружены каналами шириной 25–20 м и глубиной 2–3 м. Пространство внутри стен делилось на жилые кварталы, мастерские ремесленников и места религиозного культа, организованные вокруг центральной оси.
Предполагается, что Саньсиндуй был центром местной культуры, возникшей независимо от древнекитайских культурных центров в долине Хуанхэ. Каковы были отношения между ними, неизвестно. Возможно, Саньсиндуй находился в вассальной зависимости от царства Шан – Инь. Китайские историки полагают, что именно Саньсиндуй упоминается в письменных источниках под названием царства Шу, с которым воевал мифический основатель китайской цивилизации Хуан-ди. Располагалось оно на территории нынешней провинции Сычуань.
Современными родственниками жителей царства Шу называют народы цян и туцзя, относящиеся к тибето-бирманской языковой ветви. Другая версия связывает царство Шу, а также обитателей Саньсиндуя с народами и (ицзу), тоже носителями тибето-бирманских языков. Но решающих доказательств правильности отождествления царства Шу и Саньсиндуя до сих пор нет. Возможно, в их этногенезе участвовали как тибето-бирманские народы, так и пришедшие с юга австронезийцы. Мы еще поговорим о возможных этнических связях жителей Саньсиндуя при описании находок.
Вернемся к двум тайникам, найденным в Саньсиндуе в 1986 году. Археологи обозначели их К1 и К2. Фактически это были ямы с отвесными стенками и утрамбованным дном глубиной около полутора метров. Недалеко от К1 и К2 нашли еще пять таких ям, но в них находились лишь ритуальные предметы из нефрита, тогда как содержимое первых двух тайников было куда богаче. В самом низу каждой из ям были сложены нефритовые изделия, за ними – предметы из бронзы или золота, потом был слой костей животных и слоновьих бивней, а на самом верху ритуальное бронзовое оружие и керамика. Наиболее ценные предметы были сложены в яму К2, одних только слоновьих бивней там нашли несколько десятков.
На некоторых находках есть следы повреждения огнем, а в самих ямах имеется большое количество пепла. Для чего все эти вещи были сложены под землей, почему часть их обгорела – единого мнения опять-таки нет. Иногда говорят, что их пытались спасти и спрятать во время какого-то бедствия. Но многие исследователи предполагают, что все эти предметы были помещены в ямы в ходе ритуала жертвоприношения.
В общей сложности в жертвенных ямах Саньсиндуя находились 1720 предметов. Среди бронзовых изделий были статуя человека в полный рост, бюст, 54 человеческих головы, 20 масок, сосуды, колокольчики, фигурки животных и людей, высокое бронзовое дерево, небольшие украшения, обшитый золотом деревянный жезл и сооружение, которое называют алтарем. Бронзовое оружие представлено секирами, клевцами и одним мечом длиной 28 сантиметров.
Начнем знакомство с искусством Саньсиндуя с полноразмерной бронзовой скульптуры. Она изображает мужчину. Часто говорят, это правитель царства Шу, хотя с тем же успехом он может быть и жрецом. Общая высота статуи с постаментом 2,62 метра, рост фигуры 1,72 метра, вес статуи 180 килограммов. На голове «правителя» узорчатая шапка, орнаментом покрыто и длиннополое одеяние, запахнутое справа налево (традиционный китайский халат пао принято запахивать слева направо). Необычно отсутствие пояса. Шапка и вовсе не похожа ни на один известный древнекитайский головной убор. Некоторые узоры на одежде и шапке находят соответствия в декоре иньских бронз. Вероятно, «правитель» что-то держал в руках, но что именно, мы не знаем. На щиколотках «правителя» браслеты, а ступни его босые. Стоит он на двойном постаменте, верхняя часть которого представляет собой резной табурет с ножками в виде стилизованных слоновьих голов.
Переходим к бронзовым головам, ставшим «визитной карточкой» Саньсиндуя. Как уже говорилось, их 54 штуке, высота с учетом шеи доходит до 40 сантиметров. Делались они путем отливки и последующей шлифовки. Внутри головы полые (в некоторых внутренняя полость оказалась заполнена раковинами каури), шея имеет выступ с острым краем – этот признак заставляет думать, что бронзовые головы закреплялись на телах, изготовленных из другого материала (дерева? глины?).
Каждая голова имеет особые черты, но у всех большие миндалевидные глаза, наружный угол которых сильно поднят вверх, и крупный нос. Необычны улыбки на лицах – на других скульптурных изображениях эпохи Шан – Инь мы их не встретим. Мочки ушей имеют отверстия (в некоторых даже по три), куда вставлялись бронзовые серьги. На некоторых головах сохранились золотые маски. В ходе исследований удалось выяснить, что головы были раскрашены: волосы их были черными, а губы красными.
Бронзовые «маски» можно назвать так только в кавычках, поскольку вряд ли они предназначались для ношения людьми. Высота самой большой маски – 138 см, еще двух – по 80, а весят они около 20 килограммов. Большинство масок имеет высоту от 20 до 50 см. Черты лица у масок и бронзовых голов весьма сходны. У некоторых масок глаза выполнены в виде выступающих цилиндров.
Во внешности бронзовых голов, масок и других антропоморфных изображений ученые пытаются найти ответ на вопрос, кем были жители Саньсиндуя. Китайский ученый Вань Чанфу, представитель народа ицзу, отметил в прическах, украшениях, а также в одежде и головном уборе «статуи правителя» целый ряд элементов, имеющих соответствия в традиции ицзу: способ повязывания головного платка, серьги у мужчин, V-образный вырез халата, нарукавники и так далее. Помимо этого в Саньсиндуе найдены нефритовые жезлы, сходные с жезлами колдунов-бимо у ицзу.
Очень искусно выполнено бронзовое дерево, установленное на особом постаменте. Высота их около четырех метров. У него девять ветвей, на каждой ветви сидит птица. Возможно, бронзовый петушок, найденный в той же яме, что и дерево, сидел на вершине одного из них. Подставку дерева украшает изображение фантастического животного. Находки позволяют предполагать, что в жертвенной яме К2 было четыре бронзовых дерева, но реконструировать удалось только одно.
Исследователи пытаются связать образ дерева из Саньсиндуя с описанием мифического дерева, встречающимся в книге «Шань хай цзин» («Каталог гор и морей»): «[Там] растет дерево с зелеными листьями, фиолетовым стволом, черными цветами и желтыми плодами. Называется дерево цзянь. [Оно в сто жэней [высоты], без ветвей; [у него] девять стволов, а внизу девять корней. Его плоды похожи на [семена] конопли, его листья напоминают листья [дерева] ман. [Дерево] было (посажено) Желтым Предком» (перевод Э. М. Яншиной).
Другим откликом бронзовых деревьев из Саньсиндуя может считаться появившийся на юго-западе Китая в I – II веках н. э. обычай помещать в погребениях так называемые денежные деревья (цянь шу) и древовидные керамические светильники.
Так называемый «алтарь» представляет собой трехярусное сооружение высотой примерно полметра. Внизу помещены скульптуры фантастических животных. На среднем ярусе располагаются четыре фигуры стоящих людей, а на их головы опирается полусфера, украшенная орнаментом. На самом верху находится кубическая конструкция с рельефными изображениями людей и сидящими на ней сверху рогатыми хищными птицами.
Историки обращают внимание на то, что состав бронзы, использованной в изделиях из Саньсиндуя значительно отличается от бронзы, известной по артефактам культуры Шан – Инь. Отличие есть как и в пропорциях основных компонентов: меди, олова и свинца, так и в составе добавок. Для саньсиндуйских бронз характерно более высокое содержание железа (до 3,42 %), никеля (до 1,32 %), фосфора (до 2,12 %), кремния (до 0,9 %) и алюминия (до 0,34 %). Зато в них не содержится висмут, мышьяк и сурьма, которые характеных для иньских бронз. В бронзовом оружии из Саньсиндуя используется сплав с высоким содержанием меди (87 % – 98,4 %), в то время как в иньском оружии применялась бронза, где примеси свинца и олова могли составлять более 26 %. В итоге саньсиндуйское оружие получалось более прочным. О высоком мастерстве жителей Саньсиндуя свидетельствует и их умение выплавлять тонкостенные изделия и полые трубы.
Исследователи полагают, что саньсиндуйцы успели оказать значительное влияние на китайскую металлургию царства Шан – Инь. Именно с этим влиянием они связывают прогресс иньского бронзолитейного производства, наступивший в XIII веке до н. э. Свидетельством влияния считается орнаментальный мотив тао-те на иньских бронзах, сходый с антропоморфными изображениями из Саньсиндуя.
Но почему исчезла цивилизация Саньсиндуя? Она была вполне успешной и развитой и существовала почти две тысячи лет: самые поздние находки датируются примерно 1200 – 1100 годами до н. э. Археологи установили, что время упадка Саньсиндуя совпадает с возникновением культуры Цзиньша, открытой учеными в 2001 году. Она близка к Саньсиндую и географически (археологические зоны находятся на расстоянии примерно 50 километров), и по материальной культуре. Видимо, столица царства Шу (если мы примем гипотезу, что Саньсиндуй был этой столицей) была около 1200 года до н. э. перенесена.
Причину переноса столицы смогли предположить совсем недавно. В декабре 2014 года на конференции Американского геофизического союза в Сан-Франциско свою гипотезу изложил Няньнянь Фань, специалист по геоморфологии и гидрологии из Университета провинции Сычуань в городе Чэнду, изучающий историю речных систем. Он отметил, что в районе Саньсиндуя следы древней речной долины указывают на существование значительно более крупной реки, чем течет там в наши дни. Поэтому Няньнянь Фань предположил, что землетрясение, произошедшее в верховьях, вызвало оползень, который полностью или частично перекрыло речное русло, и река возле Саньсиндуя обмелела.
Няньнянь Фань сумел раздобыть косвенное доказательство этой версии при помощи снимков земной поверхности в Google Earth. В месте, где предположительно произошел оползень, отсутствуют признаки эрозии, вызванной ледником. Значит, следы ледника могли быть в историческое время перекрыты оползнем. Нашлись аргументы и в письменных источниках. Хроники упоминают землетрясение в царстве Чжоу, случившееся в 1099 году до н.э. Правда, оно расположено довольно далеко от предполагаемого эпицентра землетрясения, на расстоянии около 400 километров. Но ведь до нас просто не дошло письменных хроник царства Шу, которое должно было пострадать от землетрясения сильнее.
Косвенно подтверждают гипотезу события 2008 года, когда в провинции Сычуань случилось катастрофическое землетрясение магнитудой 7,9 – 8,0. Подземные толчки вызвали оползень, перекрывший течение реки Цзиань, и в результате возникло так называемое «завальное озеро», получившее название Танцзяшань. Лишь в 2013 году озеро значительно сократилось, но в обмелевшем виде существует и сейчас.