Брутальный и уверенный, с неизменной лысиной и в классических «с иголочки» костюмах, любимец женщин и эталон для мужчин, англичанин Джейсон Стетхэм знаком нам по множеству топовых боевиков. В преддверии выхода сиквела «Механика», «Механик. Воскрешение», вспомним лучшие фильмы любимого актера.
Карты, деньги, два ствола
Черный юмор, криминальная романтика, непредсказуемый сюжет с множеством поворотов и актёрская игра сделали фильм Гая Ричи поистине культовым.
Четверо молодых английских авантюристов решают разбогатеть с помощью покера. Каждый из парней накопил по 25 тыс. фунтов, и один из них вступил в опасную игру с опытным шулером Гарри-Топором. И проиграл. На уплату долга в 500 тыс. ему отвели неделю. С этого момента череда афер и новых авантюр закручивается в клубок с оружием, наркотиками, бандами и разборками.
Это дебютная работа не только для режиссёра, но и для Джейсона Стэйтема, который до этого был моделью и рекламировал джинсы. Интересно то, как он утверждался на роль. В период спортивной деятельности (он был членом британской сборной по прыжкам в воду) Стейтому приходилось зарабатывать на жизнь, продавая парфюм и бижутерию на улице. Зная об этом опыте, Гай Ричи попросил Стейтома продать ему поддельное украшение, изображая уличного торговца. Убедительность и талант актёра так поразили режиссёра, что он, не раздумывая, дал ему роль Бекона – одного из четырёх главных героев. Этим же занимается в начале фильма и герой Стейтема – продаёт поддельное золото. «Гаю нужен был подлинный характер. И это был я, потому что таким вещам не учат в драматической школе», — говорит Джейсон в одном из интервью Daily News. На тот момент Джейсону уже был 31 год.
В интервью 2013 года порталу FurfurСтейтом признался: «Фильм «Карты, деньги, два ствола» был единственной причиной, по которой я поменял профессию. Если бы я не был актером, не могу себе представить, чем бы я занимался».
Перевозчик
После первой картины был ещё схожий по стилистике и смыслу, но более отточенный и выверенный «Большой куш» Гая Ричи, но мы сегодня позволим себе его упустить, именно потому, что первый всегда будет первым. Были также проходные «Противостояние» и «Костолом», но по-настоящему прославился Стейтем с выходом в 2002 году «Перевозчика» - культового боевика Луи Леттерье. Актер сыграл в нем бывшего спезназовца, занимающегося тем, что перевозит грузы или людей из точки в точку по французскому средиземноморью, не вдаваясь в подробности сделки. В одну из таких поездок все идет не плану. Фрэнк пытается помешать преступным планам бандитов.
После этого фильма Стэйтем стал постоянным героем боевиков, идеально сидящий черный костюм и непробиваемое спокойствие в любой ситуации – образ, который закрепился за ним на долгие годы. Прекрасная физическая подготовка позволяет ему выполнять большинство трюков самостоятельно, актёр органично смотрится на фоне взрывов и с оружием в руках, все это сделало его любимцем режиссёров экшенов. В интервью Кинопоиску Стейтем сказал: «Как другие учились в актёрских школах, так и у меня были годы подготовки другого рода — практически каскадёрской подготовки. Я прыгал в воду с высокой платформы, я изучал боевые искусства. И если кто-то учился актёрству, то я почти 20 лет учился трюкам. Не пропадать же этому! Трюки — это всегда весело». В экшен-сценах, драках и погонях актёр чувствует себя, как рыба в воде.
Револьвер
В 2005 году Стейтем снимается сразу у двух профессионалов, чьи фильмы дали мощное развитие его карьере – Ричи и Бессона (сценариста «Перевозчика»). В картине Ричи «Револьвер» Бессон выступил так же в качестве сценариста и продюсера. Стейтем сыграл в «Револьвере» мошенника Джейка Грина.
Герой Стейтема попадает под раздачу от криминального авторитета Маки, владельца крупной сети казино и махинатора. После одной большой игры Джейка сдают, и он сел в тюрьму на семь лет, где разработал «универсальную формулу» победы в любой игре.
Каковы они – наши внутренние демоны – как с ними бороться, как вести большую игру, и кто кого разводит? Сюжет фильма, по обыкновению Гая Ричи, запутан и сложен для восприятия, а учитывая то, что картина с претензией на философичность, понять и полюбить ее будет сложно. Возможно, придется пересмотреть «Револьвер» пару раз, но аристократизм, истинно английский юмор не оставят вас равнодушными.
Стейтем говорил в одном из интервью о своей подготовке к роли Джейка Грина: «В этом процессе мне сильно помогал Гай. Мы часами сидели и обсуждали мою роль. Для актёра очень важно иметь гибкий склад ума, он должен быть полностью открыт идеям режиссера».
Паркер
И снова боевик и типичное для актёра амплуа бескомпромиссного костолома с не меняющимся выражением лица и собственным моральным кодексом. Динамичный, лихо развивающийся сюжет, где профессиональный, если можно так выразиться, вор, который мстит обидчикам – коллегам по цеху, пытавшимся его убить, не останавливается ни перед чем в творении своей справедливости. В качестве сопровождающей героя дамы выступает Дженифер Лопес, все прелести которой мы, естественно, в фильме увидим – ведь Паркер обязательно ее разденет, пусть лишь убедиться, что под одеждой не скрываются жучки.
В интервью Сплетнику Стейтем заметил: «Обычно я силач, который надирает всем остальным задницу. Хэкфорд хотел, чтобы я почувствовал себя уязвимым, чтобы я был не супергероем, а обыкновенным парнем, которому и рёбра могут сломать, и заставить его истекать кровью». В «Паркере» мы действительно увидим накаченное тело Стейтома испещренным шрамами, что добавляет его герою человечности и разбавляет спектр роботизированных вышибал в копилке актёра. Все трюки по-прежнему выполнялись Стейтомом самостоятельно, без каскадёров.
Эффект колибри
«Роль в «Колибри» – лучшее, что я делал» - признался Стейтем журналу Maxim. Действительно, у героя «Эффекта колибри» Джоуи Джонса присутствует весь спектр человеческих чувств – и разочарование, и отчаяние, смех и даже слёзы. Несколько не типичная для актёра драматическая роль, хоть и в боевике. Он играет бывшего спецназовца, пытающегося начать новую жизнь, но все ещё преследуемого войной и смертью, а ныне бомжа и алкоголика. Вскоре после жизни на улице и незаконного проживания в чужой квартире Джонс соглашается работать на азиатскую мафию. Он понимает, что не может оставаться равнодушным к творящемуся в городе беззаконию и начинает с ним бороться.
Несмотря на то, что фильм имеет невысокий рейтинг, как в среде критиков, так и зрителей, а драма кажется для Стейтема чужим полем, его стоит посмотреть хотя бы ради того, чтобы увидеть актёра в ином амплуа.
Понравился материал? Подписывайся на канал!