Уже очень давно единая школьная форма в нашей стране не является обязательной. Хотя, конечно же, в каждой школе или, прости Господи, гимназии существуют свои определенные нормы и правила, касающиеся внешнего вида. И, тем не менее, на занятия нынешние школьники одеваются по своему разумению и вкусу. Не берусь утверждать, как это влияет на успеваемость, но споры сторонников и противников единой школьной формы не утихают до сих пор, время от времени разгораясь с новой силой.
В моем детстве никаких споров не было. Школьная форма была обязательной для всех. И точка! И не скажу, что это кого-то сильно расстраивало. Меня то уж точно нет. Разве, что девочки в старших классах были недовольны фасоном и цветом школьных платьев. Но и здесь природная женская хитрость и уроки труда помогали им найти выход из положения.
А раз у всех все должно было быть одинаковым, то мои родители особо не заморачивались тем, в чем отвести меня в 1976 году в 1-й класс. Белая рубашка и школьная форма, состоящая из синих брюк и синей же курточки с погончиками. По-моему, вся это история была полушерстяная. На куртке имелись алюминиевые пуговицы и красный шеврон на левом рукаве, символизирующий, по-видимому, тягу к знаниям. Кстати, для мальчиков школьная форма была довольно удобной. Карманов, в которых можно было носить кучи самых важных для мальчишек мелочей, хватало.
До сих пор помню, как папа потом учил меня гладить школьные брюки через мокрую марлю. Никаких утюгов с отпаривателем мы тогда в глаза не видели.
Девочки пришли в школу в коричневых платьях с белыми фартуками. Когда торжества по поводу 1 сентября отгремели, белые фартуки сменились на черные, а белые рубашки – на любые однотонные.
В форме такого покроя я ходил в школу до 8 класса. Каждый год менялся лишь ее размер, да в 3 классе к ней добавился еще один аксессуар – пионерский галстук. Мастер-класс на тему «Как правильно завязать узел пионерского галстука» был проведен с нами заранее.
За время учебы в 7 и 8 классах практически все мальчишки перешли на школьную форму для старшеклассников. Она отличалась тем, что вместо куртки в состав школьного костюма входил самый настоящий пиджак. Шеврон на нем был уже синего цвета.
Пиджак требовал ношения галстука и уже отнюдь не пионерского (выжили мы к тому времени из пионеров). Для этой цели в магазинах продавались черные и синие галстуки на резинке. Никогда ими не пользовался, предпочитая обычные галстуки. Слава Богу, папа и друг научили завязывать на них узлы двух видов.
У девчонок в старших классах форма не изменилась. Они по-прежнему ходили в коричневых платьях и черных (по будням) или белых (по праздникам) платьях. Но особые модницы укорачивали платья, неуловимо меняли фасон фартука, а самые предприимчивые умудрялись и сшить себе школьное платье другого темного, но не коричневого цвета (например, темно-синего). Белые кружевные воротнички платьев, опять же, меняли свой фасон. Учителя обычно закрывали глаза на такие мелочи.
Параллельно со школьной формой в средних классах существовала еще и форма пионерская. Она включала в себя белую рубашку с золотистыми пуговицами и шевроном с изображением пионерского костра, голубую пилотку, пионерский ремень, шорты (для мальчиков) и юбку (для девочек). Все это богатство дополнялось белыми гольфами. Ну и пионерский галстук, конечно. Куда без него?
Шорты были забавные. Застегивались на пуговицах по бокам. Правда, мальчишки их практически не носили (разве только в летних пионерских лагерях), предпочитая обычные школьные классические брюки.
Пионерская форма одевалась в школу нечасто, лишь по крупным пионерским и государственным праздникам. Но девчонки похаживали в ней чаще, находя предлоги для учителей. Белая блузка и сине-голубая юбка, по-видимому, казались им милее, чем невзрачные платья и фартуки.
А еще наша школьная форма была прочная! Она выдерживала свалки и драки на переменах! Катание с ледяных горок зимой после школы. Шатание по лужам, а также падения в эти самые лужи. Лазанье по стройкам (а их по пути из школы домой было немало). И много чего еще.
Кто сейчас может похвастаться, что проходил 10 лет в форме? Разве, что военные или другие сотрудники силовых структур. И, конечно, мы – дети страны Советов.