Найти тему
Ритм Евразии

Новая газовая директива ЕС: последствия для России

Совет ЕС 15 апреля утвердил поправки к газовой директиве, которые распространяют «внутриевропейские» правила на газопроводы, идущие в Евросоюз из третьих стран. Формально против «Северного потока - 2» они не направлены. На деле же главная цель этих законодательных изменений как раз и заключается в том, чтобы максимально осложнить реализацию главного трубопроводного проекта России.

Принятие поправок, как сообщает сайт Совета ЕС, было вызвано необходимостью «устранения правового разрыва в нормативно-правовой базе ЕС и стимулирования конкуренции на газовом рынке». Прежние правила действовали только в отношении газопроводов, которые пролегают по территории самого Евросоюза, и не распространялись на те из них, которые идут из третьих стран или в третьи страны. Теперь же их деятельность будет регулироваться теми же нормами, которые уже действуют внутри ЕС.

В числе этих норм – запрет компании, которая занимается добычей газа, одновременно являться собственником газопровода, резервирование 50% пропускной способности газопровода для других операторов, а также недискриминационные тарифы на прокачку газа и «требования прозрачности».

Впрочем, в силу это нововведения пока не вступили. Новая директива обретет статус закона через 20 дней после публикации в официальном журнале Европейского союза. Затем у входящих в состав ЕС государств будет девять месяцев для включения этих норм в национальное законодательство, после чего они вступят в силу. Пока же точных сроков вступления новой версии газовой директивы в действие никто не знает. В середине марта глава директората Еврокомиссии по энергетике Доминик Ристори сообщил РИА «Новости», что поправки к газовой директиве Евросоюза могут вступить в силу в первой половине мая, после чего последует их имплементация в национальные законы. Причем Германия дала понять, что готова ускорить вступление новой версии газовой директивы ЕС в силу.

В свою очередь, акционеры проекта «СП-2» стремятся достроить его как можно скорее. К 11 апреля, как сообщает Nord Stream 2, на дно Балтики в территориальных водах Швеции, Финляндии и Германии было уложено около 1000 километров газопровода, что составляет около 40% его общей протяженности. В настоящее время два судна-трубоукладчика – Solitaire и Pioneering Spirit – ведут работы по укладке труб в исключительной экономической зоне Швеции. А всего в строительстве трубопровода в Балтийском море на двух десятках судов различного назначения занято около 1300 человек. Кроме того, в начале апреля финская компания Wasco, получившая подряд на нанесение утяжеляющего бетонного покрытия и логистику, завершила свой объем работ и подготовила около 101 тыс. стальных труб, что составляет около половины количества, необходимого для постройки всего газопровода.

ЕС стремится завершить все процедуры, связанные со вступлением в силу поправок к газовой директиве, до конца 2019 г., пока вторая очередь «Северного потока» не будет запущена. Смысл этого до конца не ясен и связан, видимо, с желанием показать, что нововведения не направлены конкретно против «Северного потока - 2». Так, 3 апреля глава комитета Европарламента по промышленности, исследованиям, телекоммуникациям и энергетике Ежи Бузек заявил, что газовая директива ЕС не направлена против какой-либо страны или поставщика, просто «мы вводим законодательство Евросоюза на нашей территории».

То, что под действие этих правил попадают газопроводы, которые начинаются за сотни и тысячи километров от границ ЕС, из виду как-то упускается. Более того, под действие поправок попадут не только новые, но и все существующие газопроводы, входящие на территорию Евросоюза, включая запущенный еще в 2011 г. «Северный поток - 1».

Последствия вступления этих поправок в силу для «Газпрома» будут неприятными, но не критичными, и остановить проект, как неоднократно подчеркивали российские официальные лица, не смогут. К наиболее проблематичным относится требование разделения прав на добычу и транспортировку газа. Нынешний оператор проекта Nord Stream 2 AG принадлежит «Газпрому» и новым требованиям Евросоюза не соответствует, в связи с чем компании придется искать какие-то новые варианты. Не вызывает оптимизма и требование резервировать 50% мощности газопровода для сторонних производителей газа, что теоретически позволит «Газпрому» использовать трубу лишь наполовину, то есть на 27,5 из 55 млн. кубометров в год.

С необходимостью допустить к трубе сторонних поставщиков связано и требование применения не дискриминационных тарифов. Однако в случае с «Северным потоком - 2» оба этих требования окажутся бессмысленными, поскольку других поставщиков газа на этом направлении нет. Такая же ситуация возникла с газопроводом Opal, который является продолжением «Северного потока - 1» на территории Германии. В соответствии с требованиями Третьего энергопакета «Газпром» долгое время использовал его лишь на 50%, но в конце концов доказал в суде, что других претендентов на трубу нет, и смог использовать ее почти на полную мощность. Существуют еще «требования прозрачности», смысл которых пока до конца не ясен.

Аналитики, однако, подчеркивают, что Берлин добился права вводить исключения из этих правил теми странами, на территорию которых входит газопровод, то есть в случае с «Северным потоком - 2» – самой Германией. Поскольку же ФРГ является главным лоббистом этого проекта в ЕС и для его реализации смогла выдержать сильнейшее давление США, сложно предположить, что в условиях неопределенности с транзитом российского газа через Украину Берлин будет настаивать на использовании газопровода лишь наполовину. В таком случае без газа может остаться сама Германия и другие страны ЕС. С другой стороны, эта норма дает Берлину новые рычаги для давления на Москву не только в плане ее газового экспорта в ЕС, но и сохранения украинского транзита, проблема которого способна стать в треугольнике Москва–Брюссель–Киев одной из наиболее острых.

О том, что к остановке строительства газопровода новая газовая директива ЕС не приведет, говорят и активные контакты российского руководства с германским. Так, 3 апреля глава Минэнерго России Александр Новак провел переговоры с министром экономики и энергетики ФРГ Петером Альтмайером, на которых обсуждались «Северный поток - 2», взаимодействие в сфере СПГ и электроэнергетики. Подробности о результатах этих переговоров не сообщаются. Однако в конце марта А. Новак выражал уверенность в том, что поправки к газовой директиве ЕС не окажут негативного влияния на «Северный поток - 2», поскольку позволяют стране, на территорию которой входит газопровод, самостоятельно принимать решение о регулировании.

4 апреля уверенность в том, что строительство газопровода будет продолжено, несмотря на поправки к газовой директиве, выразил и постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов.

Очевидно, что за принятием поправок к газовой директиве ЕС стоят США, которые предпочитают действовать через своих восточноевропейских сателлитов. Показательно, что новый вариант поправок в январе этого года был внесен одной из наиболее антироссийски настроенных стран региона – Румынией, которая председательствует в Совете Европы в первой половине 2019 г. Ранее же, когда председателем Совета ЕС являлись Болгария и Австрия, рассмотрение этой инициативы в руководящих органах Евросоюза продвигалось довольно вяло.

Причем цели, которые преследуют США, в Брюсселе хорошо осознают. 17 апреля замглавы представительства Европейского союза в США Каролин Вичини, выступая в Атлантическом совете (Вашингтон), заявила, что ЕС не должен нести издержки из-за вводимых Штатами антироссийских санкций, когда они связаны с их внутренними делами, поскольку Европа в ходе санкционной войны понесла гораздо более серьезные потери.

Препятствуя строительству второй очереди «Северного потока», США как раз и решают свои собственные проблемы. С одной стороны, они обеспечивают рынок сбыта для своего сжиженного природного газа в Европе, а с другой – сохраняют финансовую подпитку для Украины, которая продолжит получать деньги за транзит российского газа и останется действенным инструментом для давления на ЕС.

На самой Украине между тем считают, что поправки к газовой директиве ЕС создадут-таки газопроводу проблемы и, возможно, даже заставят «Газпром» использовать его лишь на половину проектной мощности. Однако строительство «Северного потока - 2» эти нововведения не остановят, поскольку его активно лоббирует Германия, и он в любом случае будет достроен. Украине в связи с этим следует готовиться к предстоящим убыткам от потери транзита, размер которых, по оценке главы «Нафтогаза» Андрея Коболева, может составить до 3 млрд. долл., что эквивалентно 3% от общего объема ВВП.