Если можно не писать - не пишите, честное слово.
Вот я сейчас найду мотивацию и… сразу напишу про мотивацию к писательству. Если я умалчиваю о том, как мне порой надо пинать себя к ноутбуку для сочинительства, это не значит, что я не должна себя мотивировать. Вообще я знаю, зачем это делаю, и задачу собственной мотивации решила. Но вопрос «зачем» очень люблю задавать тем, кто выходит в люди с запросом «я хочу написать книгу, я хочу научиться писать».
Так вот, вам, лично вам-то это зачем?
Ответы бывают разные.
Оставить след в памяти/в истории
Довольно частый вариант. Еще Шекспир честно планировал «пережить века» в строке сонета и, надо отдать должное, как раз ему удалось. Приятно думать, что поклонники тебя будут помнить и после твоей смерти. Но вообще-то это удается единицам, у большинства прижизненная слава заканчивается еще раньше наступления физической смерти, как таковой, а у некоторой части писателей слава заканчивается с уходом поколения поклонников. Память человеческая за несколько тысяч лет съела безвозвратно такое количество авторов, что надеяться оставить в ней след – роскошь непозволительная. То есть, можно так думать, конечно, но далеко не факт, что получится.
Оставить что-то после себя
Произвести на свет то, чем можно гордиться, то, что можно оставить после себя…
Пришла к банальному выводу, который в своей банальности не стал менее правдив: после меня останется сын. И это самое существенное, что я уже произвела на свет. Книги – это прекрасно, однако прикладное удовольствие от жизни, а про след в истории см.выше.
Сказать нечто новое людям
Серьезно? Ну, вот вы правда думаете, что можете сказать людям нечто новое? После Софокла, к примеру, или Данте? После Салтыкова-Щедрина или Бальзака? После… короче, вы поняли. За тысячи лет письменной литературы использованы все сюжеты и почти все способы их воплощения. Создавая новое, вы снова заимствуете. Сплошной постмодерн, и никуда не деться от этого ужаса, и мы уже научились им наслаждаться. Однако не надо говорить о том, что «каждый голос интересен и ценен» - нет, увы, не каждый. И по итогу финального взвешивания на весах, допустим, Аполлона неинтересным может оказаться именно ваш. Или мой.
Прославиться
Лично для меня слава опциональна, а вот от денег не откажусь. По поводу денег см.пункт ниже. Что же по поводу славы… те времена, когда писатели одновременно были звездами светской жизни, прошли безвозвратно, и если вы желаете именно под софиты, есть много путей, значительно более коротких и значительно менее хлопотных. Не стоит тратить время на написание книги, если вы всего лишь хотите прославиться. Выхлоп несоразмерен затраченным усилиям.
Заработать денег
Написанием книг денег не заработаешь (так говорю не я, а действительные авторы действительных бестселлеров), и единичный пример, скажем, Джоан Роулинг – вовсе не пример, а, скорей, исключение. Деньги можно заработать, продав права на экранизацию или поучаствовав в написании сценария по вашему роману – правда, для этого все равно сперва придется писать книгу. Да, круг замкнулся. Но, по крайней мере, приходя в литературу, не рассчитывайте на деньги всерьез, пусть они станут приятным дополнением к удовлетворению от собственно процесса.
Профессиональная необходимость
Есть профессии, в которых написать нон-фикш – необходимость. Медицина, экономика, педагогика, искусствоведение… перечень широк. Вот это, пожалуй, единственный весомый аргумент: надо писать книгу, потому что это повышает ваш статус, как эксперта, в своей профессии.
Невозможно не написать
Не путать с графоманией. Это как раз мой вариант. «Так настигает молния, так настигает финский нож» - но речь тут не о любви, когда тебя настигает тема. Точней, любовь тут тоже в расчет принимается. Можно находиться в фазе писательства пятнадцать лет жизни, так ничего толком из текстов не доведя до конца, но однажды к тебе приходит твоя тема, твоя история – и выбора нет. На самом деле, нет. Это род разумной одержимости, потому что настоящая история вывернет тебя наизнанку, пока не расскажешь ее до конца. Данная причина писательства может сочетаться с любой из перечисленных выше, с желанием бессмертия, денег, славы, признания, но работает-то только один этот фактор, основной. Все преходяще, все может выдохнуться, но если в работе нет настоящей страсти, она обречена на смерть до рождения.
На самом деле, и даже внутри этого «невозможно не рассказать» есть секретный ингредиент мотивации – почему именно невозможно, что именно движет писателем. Но об этом в другой раз.
Что до меня, то в итоге, через все «не могу» (и рассказать, и промолчать) я свою историю рассказала. От звонка до звонка это заняло у меня шесть лет жизни и около тысячи страниц текста.