Найти тему
Судострой

Проект 23550. Первый российский боевой ледокол

Проект 23550 / Иллюстрация: Минобороны РФ
Проект 23550 / Иллюстрация: Минобороны РФ

На осень 2019 года, по некоторым данным на сентябрь, запланирован спуск на воду головного патрульного корабля ледового класса проекта 23550. Чем примечателен данный корабль – в сегодняшнем рассказе ТГД.

Проект универсального патрульного корабля ледового класса создан инженерами ЦМКБ "Алмаз" на основе разработок Крыловского центра. Контракт на строительство двух кораблей проекта 23550 между министерством обороны и Адмиралтейскими верфями был подписан в апреле 2016 года. Закладка головного корабля, получившего имя "Иван Папанин", состоялась 19 апреля 2017 года.

Вот так "Иван Папанин" выглядел в начале апреля 2019 года.

Строительство головного корабля проекта 23550 / Фото: ТГД
Строительство головного корабля проекта 23550 / Фото: ТГД

Технические характеристики

Проект 23550 относится к перспективным разработкам, открытых данных о нём пока что не так уж и много. Известно, что при длине около 110 м, ширине 20 м и осадке 6 м корабль имеет водоизмещение около 8500 тонн. Экипаж состоит из 60 человек, дополнительный экипаж – 50 человек. Автономность плавания составляет около 60 суток, район плавания – неограниченный. Как и на многих ледоколах, на корабле используется система электродвижения.

В процессе создания проект эволюционировал. На макете Крыловского центра, созданном на стадии концепта, присутствуют две винторулевые колонки (ВРК). В дальнейшем их место заняли две валолинии с винтами и двумя рулями. По некоторым данным, предполагалось использование ВРК от ABB, однако, видимо, по причине санкций, пришлось вернуться к классической схеме. Также исчезли крылья успокоителей качки, которые так любят "крыловцы". В результате получился почти классический ледокол с двумя носовыми подруливающими устройствами.

Ледовый класс проекта 23550 не уточняется. Сообщается только, что корабль способен преодолевать лёд толщиной до 1,5 м. С учётом того, что, по данным заказчика, корабль сможет ходить и в тропиках, и в арктических водах, конструкторам явно пришлось решать непростую задачу – совмещать в одном корпусе мореходность и ледопроходимость. Похоже, ледокольная составляющая одержала верх.

Макет патрульного корабля проекта 23550 на закладке / Фото: Адмиралтейские верфи
Макет патрульного корабля проекта 23550 на закладке / Фото: Адмиралтейские верфи

Для чего

Зачем нужны такие корабли? Разработчики проекта утверждают, одна из главных задач флота на сегодня – обеспечить безопасность хозяйственной деятельности в Арктике. Для этого необходимо строить сторожевые корабли серьёзного ледового класса.

Проект 23550 сможет применяться для охраны и мониторинга водных ресурсов, буксировки, доставки грузов, участия в спасательных операциях, а также для самостоятельного нанесения артиллерийских ударов по морским, береговым и воздушным целям.

Для этого корабль вооружён автоматической артиллерийской установкой АК-176МА. Также предусмотрено базирование вертолета, беспилотных летательных аппаратов и двух скоростных боевых катеров типа "Раптор". В кормовой части предусмотрена площадка для контейнеров, что допускает возможность использования ракетного вооружения.

Аналоги

Идея корабля с ледокольным корпусом и вооружением не нова. Во время Великой Отечественной войны артиллерию устанавливали на ледоколы проекта 51. Однако в своей основе это были гражданские суда. Также в советское время на Севере служил пограничный сторожевой корабль ледового класса "Пурга" проекта 52. Однако эти суда и корабли уже ушли в историю. Помимо этого, в 1960-70-е годы строились патрульные ледоколы и сторожевые корабли на основе проекта 97. Некоторые из них до сих пор несут службу на флоте и в береговой охране.

Если взглянуть за рубеж, то схожие по функционалу и внешнему виду проекты есть у нескольких арктических стран.

Строительство корабля HMCS Harry DeWolf / Фото: Wikimedia | WayeMason
Строительство корабля HMCS Harry DeWolf / Фото: Wikimedia | WayeMason

В 2002 году на вооружение ВМС Норвегии был принят патрульный корабль ледового класса Svalbard. Его полное водоизмещение составляет 6300 т, длина 103,7 м, ширина 19,1 м, осадка – 6,5 м. Корабль оснащён радиолокационным, артиллерийским вооружением и вертолётом. По этим параметрам российский проект 23550 на него очень похож.

На основе норвежского проекта в Канаде осенью 2018 года был спущен на воду корабль ледового класса HMCS Harry DeWolf. Это головной в серии из пяти прибрежных патрульных кораблей арктической зоны. Так что, вероятно, бум вооружённых ледоколов ещё впереди.

Понравилась статья? Подписывайтесь на канал ТГД. Недавно здесь рассказывали о том, как создаётся корпус боевого корабля.