Найти тему
Роман Апрелев

“Мертвые души” публике в уши

На екатеринбургской (а потом и еще в нескольких городах) сцене поставили оперу с замечательным жанровым определением “гоголь-моголь”. Сразу понятно, по мотивам чьего творчества (конечно же, Моголя). Впрочем, название “Мертвые души” едва ли таило в этом отношении какую-либо интригу.

"Давненько не брал я в руки шашек". Клетчатая доска подчеркивает игровой характер сюжета. Кадр из телеверсии "Мертвых душ"
"Давненько не брал я в руки шашек". Клетчатая доска подчеркивает игровой характер сюжета. Кадр из телеверсии "Мертвых душ"

Получился своеобразный кроссовер, собравший вместе персонажей гоголевской поэмы и его же “Ревизора”. Заодно есть отсылки к другим произведениям. Николай Васильевич сам пытался сконструировать идеального героя из разных своих персонажей: “Если бы губы Никанора Ивановича да приставить к носу Ивана Кузьмича, да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да, пожалуй, прибавить к этому ещё дородности Ивана Павловича — я бы тогда тотчас же решилась”.

Призрак Хлестакова. Кадр из телеверсии "Мертвых душ"
Призрак Хлестакова. Кадр из телеверсии "Мертвых душ"

А в конце герои планируют переехать в мир Салтыкова-Щедрина: в город Глупов. Кстати, интересная была бы задумка. Вообще русская литература XIX века дает много возможностей для взаимопроникновений: герои Толстого бы ходили в гости к тургеневским персонажам, а за ними с обочины наблюдали бы бедные люди Достоевского. Пирует купец Островского, а за стенкой бормочут чахоточные рабочие Гаршина, мимо тарахтит старовеская телега Лескова. Бальзак же объединил свои романы в один художественный мир “Человеческой комедии”. В наши дня сняли сериал по мотивам творчества Диккенса - очень многообещающий замысел, не получивший достойного воплощения.

Знакомьтесь: Павел Чичиков. Кадр из телеверсии "Мертвых душ"
Знакомьтесь: Павел Чичиков. Кадр из телеверсии "Мертвых душ"

Итак, Чичиков приезжает в город N, где до него побывал Хлестаков. Основной сюжет, конечно, соответствует канве “Мертвых душ”, но сильно переиначен. Павел Иванович Чичиков здесь молод и обятелен. Он даже отчасти противостоит бюрократической системе. Неканоническая трактовка, несколько сближающая гоголевского проходимца с другим литературным плутом - Остапом Бендером. Вообще у “Мертвых душ” и “12 стульев” есть немало общего: и сатира, и авантюристы, и мотив дороги. В огромной России романов-путешествий почему-то гораздо меньше, чем следовало бы ожидать при взгляде на карту. Всё как-то больше по дворянским гнездам сидят да чирикают.

Селифан не умеет читать, но очень интересуется, что же написано в этой книге. Кадр из телеверсии "Мертвых душ"
Селифан не умеет читать, но очень интересуется, что же написано в этой книге. Кадр из телеверсии "Мертвых душ"

Вообще с Гоголем наши режиссеры что только ни делали! То Николай Васильевич расследует преступления (фильм “Гоголь”), то из его сатиры вытягивают детектив (”Дело о “Мертвых душах”). Теперь вот опера. Ритмическая проза классика не очень удобно ложится на музыку. Но хор, поющий фрагмент о несущейся тройке, звучит эффектно.

Дай ответ. Не дает ответа. Кадр из телеверсии "Мертвых душ"
Дай ответ. Не дает ответа. Кадр из телеверсии "Мертвых душ"

Не скажу, что два действия пролетают на одном дыхании. Бывает и скучно. Но финал вытянули, оставляет приятное впечатление. Отмечу стихи. Все-таки Гоголь должен звучать остро. Это вам не КВН. Либретто Константина Рубинского дарит нам несколько метких высказываний. Например, вот краткое содержание местной прессы:

Если есть на свете гений,

Ум светлейший и богатый,

Это будет без сомнений

Наш кормилец - губернатор.

Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров (справа) укрощает кран в Камышине
Губернатор Волгоградской области Андрей Бочаров (справа) укрощает кран в Камышине

Ну или вот настоящий вопль отчаяния мошенника, который как никто другой заинтересован в честности человеческой:

Страну мою родимую

Нельзя застать врасплох:

На одного правдивого

По дюжине пройдох.