Снова передаю свой опыт родителя, ребёнок которого будучи год назад в 9 классе принял решение "прощай школа", или прощай СОШ, оказывающая образовательные услуги...
Напоминаю: ребёнок активный, деятельный, способный, средний балл аттестата 4,5.
И что же у нас получилось спустя год? Оправдались ли ожидания в развитии личности, её уровня и взросления? Мы же прогнозировали: останется - повергнется в болото школы, презентаций, теории и в итоге потери смысла обучения (он и так уже сигналил под руководством гормональной перестройки).
А что же началось в колледже?
1. Первые 2 месяца шла адаптация, адаптация к коллективу, т.к. он всё равно собран под профессию уже априори, соответственно новые правила отношений среди подростков: переход от неосознанности к осознанию. Честно, для активных личностей - депрессия и поиск себя в новом. Но, главное, чтобы не застрял... в эмоциях. Родители, поддерживайте!
2. Далее произошёл пинок во взрослый мир в виде полной самостоятельной подготовки для выступления (резко и под срок и в защиту слабых), те самые ломоносовские чтения. На областном уровне. У каждого колледжа свои правила активности и темы, но тут главное - участие. Далее КВН, конкурсы и т.д. Для всех одинаково, а не избранных учителями (по принципу - хорошо учится, хорошое поведение, школа в шоколаде по отчётам). Пинок в мир правды от иллюзий. А значит, полностью самостоятельное поражение или победа. Ключевое - самостоятельно.
3. Открытие пространства вариантов. Оказывается колледж, не смотря на типовую программу (надо же по общим предметам также сдавать предметы, учить), тут же показывает все варианты вне колледжа, открывает мир для активных, чтобы уже сейчас нарабатывали знание рынка, людей, своей отрасли. Направляют педагоги и сами крутятся среди деловых. А детям 16-17. Мол, маленькие... Так в воду кинут и там посмотрят, кто плывёт, а кто домой - к маме. Действительно, что ждать?
4. И в это же время в программу обучения колледжа вводится обязательно 1-2 часа уже профильного, профессионального предмета. Типа введение. Задача - ввести так, чтобы прочувствовали разницу между общеобразовательной программой и сосредоточенной на главном. Как и положено для самостоятельных учеников: не сдал вовремя - бегай, отрабатывай и доказывай, что тебе это профессия нужна. Проверка боем. Ясен перец, что понимание детей есть - идёт формирование профессиональной мотивации и не у всех сразу получается, а кто-то переведется на другую профессию, поймёт изюм... И главное - показывают, что есть практика, а не только теория, есть смысл, есть ответственность. И СПО на коне: есть классы, мастерские, оборудование. А это - мотивация уже сама по себе, хотя бы по принципу любопытства наших детей...
5. Итого, скорость обучения у нашего ребёнка, вернее вникания в главное, постижения важного, систематизации информации, выросла в разы. За неполных 10 месяцев я вижу повзрослевшую дочь. Какая речь, какая уверенность! А как подтверждение этому со стороны - она умудрилась затесаться в общегородские проекты по социальному предпринимательству, организовать свой проект, подтянув других ребят, повысить финансовую грамотность вплоть до бизнес планирования, учится дальше именно деловым коммуникациям, что безусловно ей пригодится после получения профессионального образования. Конечно, это ее уже способности, раскрытие в этом направлении. Но его бы не получилось точно в рамках системы СОШ... СОШ живёт вне рынка, а в 16 лет нужен выход для роста, выход в деловую и практическую жизнь. Всегда надо диагностировать систему, в которой ваш ребёнок будет или не будет развиваться. Ну, само собой, и способности ребёнка, отсюда и систему выбирать...
6. И в других случаях (ее ровесники) мы нашли подтверждение: кто пришёл в СПО со смыслом - все при деле, участвуют в знаменитом конкурсе профессионального мастерства уже с 1-го курса, побеждают, едут на российский уровень. Увлекаются, практикуют, сидят кто с чем: роботы, цеха, дерево, металл, торты, IT... Кому что интересно. Вот это практика, вот это мотивация... И есть надежда, что вот они ростки профессионалов, а не класические седуны в СОШ до ЕГЭ, а потом - беготня с баллами по вузам. До профессии не доживают психологически...
Это наш опыт, мнение, практика. А вы решайте, конечно, от своих возможностей, личности ребёнка, целей в профессии, выборе. Пути очень разные... Главное - выбрать свой.
Но мне бы не хотелось как рекрутёру видеть пустые и бессмысленные глаза на собеседованиях у человека с высшим образованием, потому что когда-то он пошёл за толпой или стал жертвой стереотипов общества под эгидой реформ и продажи образования как услуги - тех факультетов, никак не связанных с рынком труда... Пустозвонство без практики, фундаментальности ноль. Высшее образование ради высшего сегодня не открывает пути, а некоторым личностям, наоборот, закрывает варианты, т.к. они ничего не умеет делать! Учит потом работодатель, но он и спрашивает...
Создавайте обстоятельства для развития самостоятельности, не бойтесь идти против течения, ищите свой смысл и двери откроются, хоть в рамках СПО, хоть в рамках вуза. Сейчас просто корочка даже самого великого УЗ без мозга той самой личности или его рук никому не нужна. Время блефа и брендов проходит, идёт поиск содержания... Наступит время вымывания бюрократов и балласта из структур и настоящей оценки отраслевых специалистов!