Найти тему
GoRabbit

Иди, извинись перед Машенькой: почему нельзя так говорить своему ребенку

Ребенок ударил друга в детском саду. Или украл карандаш у соседа, и вы нашли его в рюкзаке. Вы объясняете, что это плохо, что так нельзя. И где-то в голове сидит упорная мысль, что нужно извиниться. Вы уговариваете сначала, просите об этом малыша, и когда это не работает, вы заставляете его.

Хорошая ли это идея? Вы были так воспитаны, ваши родители, бабушки и дедушки, все повторяется. Но я не заставляю ребенка извиняться.

Почему я считаю, что такое принуждение безрезультатно? Ну, потому что вынужденные извинения - это не извинения. Ни одна из сторон, ни виновная, ни обиженная не верят в извинения.

Ребенок не осознает, что сделал неправильно, не чувствует себя виноватым и извиняется, не для того, чтобы попытаться показать раскаяние или улучшить настроение жертвы. Он это делает для того, чтобы удовлетворить нас, родителей, чтобы избежать наказания.

Точно так же звучат «политические извинения». Натворят дел, а потом: «Извините, не туда». И то только тогда, когда становится жарко. Вы верите, что они понимают свои ошибки?

Я думаю, что единственный эффективный способ научить ребенка извиняться - это пробудить в нем сочувствие и показать силу извинения. С первым может быть небольшая проблема, потому что не только наш воспитательный вклад отвечает за эмпатию, но и чистая физиология имеет место.

Способность сочувствовать зависит от двух факторов. Прежде всего от активности зеркальных нейронов, которые развиваются в дошкольном возрасте. И от умения проявлять эмоции и управлять ими.

Давайте сосредоточимся на первом. Маленькие дети просто еще не способны к сочувствию. Жан Пиаже, французский психолог, выделил у детей фазу развития от 2 до 7 лет. Эта фаза характеризуется так называемым детским эгоцентризмом. Дети уже отлично понимают, что их окружают люди со своими желаниями, но они не могут посмотреть на мир их глазами.

Чтобы проверить этот принцип в исследовании, детям были показаны макеты с горами, животными и деревьями. В зависимости от того, с какой стороны макета сидел ребенок, он видел разные элементы. Сначала они спросили, что он видел с каждой стороны. А затем спросили, что видит другой человек, который сидит на противоположной стороне модели. Дети не могли ответить правильно. Они предполагали, что все видели то же самое, что и они.

Очевидно, что дети, отмечая свой день рождения, 7 лет, не могут резко измениться и начать понимать чувства другого человека. Это процесс. Иногда у 4-летнего ребенка проявляются симптомы эмпатии, иногда у 8-летнего его еще нет. Вот почему так много детей имеют проблемы с сочувствием в первых классах начальной школы. Просто биологически они не готовы к состраданию и сочувствию к другому человеку.

Пятилетний ребенок имеет право еще не быть эмпатичным. Но мы можем помочь ему, практикуя эмпатию, говоря об этом и подчеркивая принцип взаимности и понимания эмоций других людей.

Попробуйте посмотреть с ними мультики, комментируя чувства:

Девочка грустит, потому что потеряла плюшевого мишку. Собачка перевернулась и повредила лапку. Как ты думаешь, как чувствует себя собачка? Рыбка, вероятно, боится, что кто-то пытается поймать ее.

Также стоит поговорить о ваших чувствах: я сегодня злой, я счастлив. Очень хорошо поговорить и о чувствах самого ребенка, например, когда ему плохо или грустно, потому что кто-то у него взял игрушку.

Назовите эмоции, которые он испытывает. «Тебе грустно, потому что Катя взяла твои карандаши, я понимаю». Потому что тогда вы сможете вернуться к этим чувствам, когда ребенок что-то берет у друга. «Ты помнишь, что ты чувствовал, когда Катя взяла твои карандаши?» «Ты ударил Вадика, и теперь у него болит плечо. Он плачет. Как ты думаешь, что чувствует Вадик?».

Называть эмоции очень важно. Это приводит к замечательному эффекту. Кто, если не вы, поможет ребенку в эмоциональном развитии?

Благодаря этому мы не только помогаем малышу научиться извиняться, но и в целом оказываем положительное влияние на его самоконтроль. Благодаря этому методу многие дети учатся контролировать гнев, ведь простое выражение гнева словами помогает контролировать его. И также ребенку становится легче справляться с грустью или решать проблемы.

Но этого недостаточно, если ваша цель научить ребенка извиняться. Ему нужен также хороший пример. Ваш пример.

Вот почему я считаю, что иногда стоит совершать ошибки, потому что это заставляет нас извиняться за них. Конечно, мы не должны делать это нарочно. Все делают ошибки. Даже самые лучшие родители.

Если родители никогда не извиняются, трудно представить, что ребенок поймет, что извинения имеют какой-то смысл. Зачем мы просим прощения, несмотря на то, что иногда это трудно дается? Это дает партнеру понять, что нам важны его чувства, а нам дает облегчение.

Ребенок, наблюдающий за нами в такой момент, также заметит это и поймет, что это дает результат.

Принуждение к извинению – это элемент черной педагогики. О, об этом стоит почитать, чтобы хотя бы понять, почему там много людей следует за не самыми праведными лидерами.

А в случае кражи главное – вернуть предмет владельцу. Если ребенок не готов извиниться, я сделаю это за него. Это не предотвратит последствия: печать и гнев ограбленного ребенка и его родителей. Возможно, с вашим ребенком не будут играть какое-то время. Но дети быстро учатся, развивают эмпатию, и очень скоро ребенок сможет искренне извиниться, а не потому, что мама будет ругать.

Читайте больше на сайте https://40in-magazin.ru