Найти тему
AutoHS - история автомобилей

Нетрадиционное использование гусеничных тракторов в СССР

Гусеничный трактор сугубо гражданская техника, но в разное время в СССР эти машины применялись для совсем нетипичных для них задач. Сегодня я расскажу о тракторах, которые сменили профиль.

В годы войны

СТЗ-5-НАТИ
СТЗ-5-НАТИ

В годы войны, когда дефицит гусеничной техники достигал огромных масштабов, необходимы были тягачи, танки, платформы для артсистем, в огромном количестве. На выручку пришли обычные трактора. Так в качестве шасси для Катюши, в 1941 году был использован артиллерийский тягач СТЗ-5-НАТИ, который в свою очередь был построен на основе трактора СХТЗ-НАТИ. Он имел 2-ух местную кабину в передней части, в которой располагался многотопливный двигатель 1МА мощностью 55 л.с.

Для увеличения скорости передвижения шасси СХТЗ было модернизировано, уменьшен гусеничный шаг, установлены обрезиненные катки. Несмотря на то что в качестве основы был использован гражданский трактор, тягач СТЗ-5 показал отличную выносливость и надежность.

Примечательно, что немцы не стеснялись использовать захваченные СТЗ-5-НАТИ в своей армии и даже дали ему собственное имя Gepanzerter Artillerie Schlepper 601.

ХТЗ-16
ХТЗ-16

К 1941 году, когда танковые потери были критическими, в связи с чем принято решение о создании специальных бронетракторов, одним из таких стал ХТЗ-16. В основе него был, все тот же трактор СХТЗ-НАТИ, на который навесили бронелисты и вооружение.

Толщина брони составляла от 5 до 25 мм, что делало трактор весьма уязвимым. Перетяжеленный СХТЗ массой 8,5 тонны с маломощным двигателем, был крайне неповоротлив, а отсутствие поворотной башни ограничивало боевую эффективность машины.

После наращивания выпуска обычных танков и улучшения ситуации на фронте от выпуска бронетракторов отказались. Всего было изготовлено около 100 единиц.

После войны

ТСТ-130
ТСТ-130

Первые попытки скрестить грузовик и трактор, были предприняты еще в начале 30-х годов, а прикрутить к танковому шасси самосвальный кузов и получить тем самым небывалый грузовой вездеход, американцы додумались еще в 1940-е. Cadmac Fastrac 15-ton transporter использовал шасси танка M4 Sherman и как можно заметить из названия, имел грузоподъемность в 15 тонн.

Как и наш ТСТ-130, который создан в 1958 году на Алтайском тракторном заводе. Самосвал базировался на усиленном шасси ТДТ-60 и имел двигатель мощностью 130 л.с. ТСТ-130 предназначался для перевозки сыпучих грузов в кузове с высокими бортами. Всего выпущено 10 машин.

После проведенных испытаний стало понятно, что ТСТ не подходит для нужд хозяйства. В карьере он имел низкую грузоподъемность и скорость, а на полевых дорогах разбивал колею.

Вот такие нетипичное использование гусеничных сельскохозяйственных машин. А какие Вы знаете примеры подобного использования этой техники, напишите в комментариях. Не забудьте поставить лайк 👍 , если статья Вам показалась интересной, ну и подписывайтесь на канал, чтобы ничего не пропустить.

Читайте также:

«Великий поход тракторов»: как ЧТЗ С-60 Якутию покоряли

Советская техника в Антарктиде

5 лучших вездеходов СССР, для которых не существует вообще никаких преград

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц