Но эксперты предлагают дать руководителю региона еще один шанс
Вторые полгода на посту врио главы Башкортостана Радий Хабиров начал с отсчета собственных неудач за первые шесть месяцев. Первой под констатацию факта попала транспортная реформа: Хабиров признал, что она в республике, по существу, провалена. Власти сделали, по выражению врио, «самое легкое» – убрали с улиц наиболее очевидных нелегалов. Но на их месте с октября 2018 года не появилось ничего: из Шакши в Сипайлово и из Черниковки в Зеленую Рощу по-прежнему не доехать, получивший контракт на 100 новых автобусов для «Башавтотранса» филиал КамАЗа в Нефтекамске оказался неспособен его выполнить, а сам «Башавтотранс» вместо восстановления своей работы судится с главой Гостранса РБ Тимуром Мухаметьяновым. Забыты обещания руководителя региона обсуждать вопрос гласно, с привлечением СМИ и блогеров: ближайшие совещания на транспортную тему анонсированы как закрытые. Зато профессиональный юрист Хабиров ошарашил Башкортостан обещанием забрать вопрос транспортного обслуживания с муниципального на региональный уровень, что напрямую противоречит федеральному законодательству.
Оперативное совещание утром 15 апреля увенчалось очередными нервными пассажами Хабирова в адрес подчиненных. Под горячую руку на этот раз попал мэр Уфы Ульфат Мустафин после доклада главы Гостранса Тимура Мухаметьянова. Мухаметьянов заявил, что за последние полгода с улиц Уфы убрали 1400 нелегальных автобусов, 700 из которых затем легализовались у официальных перевозчиков. Прекращена эксплуатация 220 опасных для жизни автобусов с газобаллонным оборудованием, еще 182 автобуса планируется вывести из эксплуатации до конца года. «Башавтотрансу» в 2019 году достанется 172 новых автобуса, 100 из них планируется выпустить на улицы до июля.
Услышанное Хабирова не впечатлило. «То, что 1400 нелегалов остановили – это легкая, пустяковая задача. Эти нелегалы просто переобулись и купили свидетельства на маршрутки», – заявил он и отметил, что почти половина обращений в его адрес по транспортным вопросам (500 из примерно 1000) приходит из Уфы и Уфимского района, хотя живет в этой области не половина населения республики, а менее трети. После чего ударил по мэру Ульфату Мустафину.
«Я считаю, что на данный момент мои поручения в части наведения порядка с транспортным обслуживанием в Уфе не выполняются. Ульфат Мансурович, ваш блок, занимающийся транспортом, не слышит мои поручения. Я этим возмущен», – заявил врио. Затем расширил критику, уточнив, что не требует новых технологий, а рассчитывает на выполнение элементарного.
«Почему до сих пор идут жалобы о нехватке автобусных маршрутов из Кузнецовского Затона в центр города, из Черниковки в Зеленую Рощу, из Шакши в Сипайлово? Это что, математически сложная задача? Мне что, начинать сейчас с Александром Геннадьевичем [Сидякиным] разрабатывать вопрос, чтобы забирать вопрос по транспортному обеспечению на республику, что ли?», – воскликнул Хабиров.
Вопрос о возможности передачи полномочий по транспортному обслуживанию в Уфе с муниципального на региональный уровень вызвал недоумение у опрошенных «Правдой ПФО» экспертов. Крупнейший частный перевозчик столицы Башкортостана Фанис Батыров напомнил, что федеральным законодательством эти вопросы четко определены как отведенные к ведению муниципалитетов – впрочем, уточнил, что заговорил об этом Хабиров не от хорошей жизни. «Радий Фаритович уже полгода старается выстроить чёткие алгоритмы работы в данной сфере, довести своё современное и конструктивное видение, но на деле получает много заоблачных планов, приписок и протокольных, ничем не обоснованных показателей от не всегда компетентных специалистов, которые не вникают в суть вопроса и оперируют непонятно откуда взявшимися цифрами и бесконечными обещаниями», – заявил Батыров «Правде ПФО».
Профессиональные юристы, впрочем, предложили взглянуть на ситуацию реалистично. «Я думаю, что вопрос не в том, как это должно быть, а как это можно сделать. У нас же по документам тоже федерация, а по факту унитарное государство. Как бы там оно в законе не было написано, по факту можно сделать и по-другому», – напомнил «Правде ПФО» источник в юридическом сообществе Уфы, попросив не называть своего имени.
В довершение столичного вопроса Хабиров анонсировал проведение на следующей неделе совещания по этому поводу «в закрытом режиме» – забыв, видимо, что не далее как две недели назад приглашал СМИ и блогеров на публичное обсуждение ситуации под своим руководством. Та встреча не состоялась – «Правда ПФО» рассказывала о возможных причинах отмены – и теперь, видимо, уже не состоится.
Досталось в рамках совещания и Мухаметьянову. «Мы для чего «Башавтотранс» вытащили из-под банкротства и начали его накачивать мускулами? Тимур Рафисович, для чего? Объясняю: «Башавтотранс» – государственное предприятие, которое работает на территории огромной республики. У нас будут маршруты, которые неинтересны нашим уважаемым бизнесменам. Их должны выполнять вы, «Башавтотранс». Почему из-за малого количества пассажиров закрываются нерентабельные маршруты в районах республики? Жалобы: Янаульский, Аскинский, Бакалинский, Миякинский, Шаранский, Архангельский, Илишевский, Кушнаренковский, Бураевский!» – начал перечислять Хабиров.
Мухаметьянов ответил, что транспортное обслуживание районов невозможно сейчас восстановить из-за невыполнения контракта на поставку первых 100 автобусов НефАЗ «хабировского призыва». Выяснилось, что филиал КамАЗа в Нефтекамске оказался не в состоянии выполнить заказ. Гостранс даже отправил 9 апреля претензию в адрес поставщика на 70 млн. Тот «с учетом штрафных санкций» пообещал до конца апреля выдать первые 26 автобусов, а оставшиеся 74 до конца мая. Касательно «Башавтотранса» самым интересным оказалось не то, что Мухаметьянов сказал, а то, о чем он умолчал. А именно – о продолжающихся судебных процессах «Башавтотранса» с по идее обязанным его спасать ведомством Мухаметьянова. Только на днях Арбитражный суд РБ постановил взыскать с Гостранса 85,5 млн рублей в пользу государственного перевозчика.
Наблюдатели вспоминают, что именно транспортная реформа была первой значимой инициативой Хабирова на новом посту: о ней он объявил буквально через два дня после того, как вернулся в Уфу руководить Башкортостаном. Характерно, что именно за транспортную реформу народ и стал врио спрашивать в первую очередь: полгода прошло, а результатов нет. А совсем скоро подойдет срок выполнения и следующих хабировских инициатив. И врио рискует к сентябрьским выборам подойти без своего багажа, зато с тем же тяжелым наследством, что принял после Рустэма Хамитова.
Другие эксперты, впрочем, предлагают дать Хабирову и Мустафину еще немного времени. «Работу мэрии городского округа город Уфа в части организации и выполнении задач по реформированию общественного транспорта оцениваю положительно, для реализации всего комплекса задач, стоящих перед городом в сфере общественного транспорта надо понимать, что прошло всего 6 месяцев и этого катастрофически мало для осуществления всего задуманного спектра задач и озвучивая один из первых результатов реформ можно несомненно подчеркнуть тот факт, как отсутствие нелегальных перевозчиков, а остальное дело усилий, времени, слаженной командной работы и конечно же, инвестиций», – считает Батыров.
«Правда ПФО» следит за развитием событий.
Фото glavarb.ru, mk.ru