Найти тему
Правда ПФО

Хабиров признал провал транспортной реформы и решил забрать полномочия у Мустафина

Но эксперты предлагают дать руководителю региона еще один шанс

Вторые полгода на посту врио главы Башкортостана Радий Хабиров начал с отсчета собственных неудач за первые шесть месяцев. Первой под констатацию факта попала транспортная реформа: Хабиров признал, что она в республике, по существу, провалена. Власти сделали, по выражению врио, «самое легкое» – убрали с улиц наиболее очевидных нелегалов. Но на их месте с октября 2018 года не появилось ничего: из Шакши в Сипайлово и из Черниковки в Зеленую Рощу по-прежнему не доехать, получивший контракт на 100 новых автобусов для «Башавтотранса» филиал КамАЗа в Нефтекамске оказался неспособен его выполнить, а сам «Башавтотранс» вместо восстановления своей работы судится с главой Гостранса РБ Тимуром Мухаметьяновым. Забыты обещания руководителя региона обсуждать вопрос гласно, с привлечением СМИ и блогеров: ближайшие совещания на транспортную тему анонсированы как закрытые. Зато профессиональный юрист Хабиров ошарашил Башкортостан обещанием забрать вопрос транспортного обслуживания с муниципального на региональный уровень, что напрямую противоречит федеральному законодательству.

Оперативное совещание утром 15 апреля увенчалось очередными нервными пассажами Хабирова в адрес подчиненных. Под горячую руку на этот раз попал мэр Уфы Ульфат Мустафин после доклада главы Гостранса Тимура Мухаметьянова. Мухаметьянов заявил, что за последние полгода с улиц Уфы убрали 1400 нелегальных автобусов, 700 из которых затем легализовались у официальных перевозчиков. Прекращена эксплуатация 220 опасных для жизни автобусов с газобаллонным оборудованием, еще 182 автобуса планируется вывести из эксплуатации до конца года. «Башавтотрансу» в 2019 году достанется 172 новых автобуса, 100 из них планируется выпустить на улицы до июля. 

Тимур Мухаметьянов (слева) вновь удостоился критики от Радия Хабирова
Тимур Мухаметьянов (слева) вновь удостоился критики от Радия Хабирова

Услышанное Хабирова не впечатлило. «То, что 1400 нелегалов остановили – это легкая, пустяковая задача. Эти нелегалы просто переобулись и купили свидетельства на маршрутки», – заявил он и отметил, что почти половина обращений в его адрес по транспортным вопросам (500 из примерно 1000) приходит из Уфы и Уфимского района, хотя живет в этой области не половина населения республики, а менее трети. После чего ударил по мэру Ульфату Мустафину.

«Я считаю, что на данный момент мои поручения в части наведения порядка с транспортным обслуживанием в Уфе не выполняются. Ульфат Мансурович, ваш блок, занимающийся транспортом, не слышит мои поручения. Я этим возмущен», – заявил врио. Затем расширил критику, уточнив, что не требует новых технологий, а рассчитывает на выполнение элементарного.

«Почему до сих пор идут жалобы о нехватке автобусных маршрутов из Кузнецовского Затона в центр города, из Черниковки в Зеленую Рощу, из Шакши в Сипайлово? Это что, математически сложная задача? Мне что, начинать сейчас с Александром Геннадьевичем [Сидякиным] разрабатывать вопрос, чтобы забирать вопрос по транспортному обеспечению на республику, что ли?», – воскликнул Хабиров.

Вопрос о возможности передачи полномочий по транспортному обслуживанию в Уфе с муниципального на региональный уровень вызвал недоумение у опрошенных «Правдой ПФО» экспертов. Крупнейший частный перевозчик столицы Башкортостана Фанис Батыров напомнил, что федеральным законодательством эти вопросы четко определены как отведенные к ведению муниципалитетов – впрочем, уточнил, что заговорил об этом Хабиров не от хорошей жизни. «Радий Фаритович уже полгода старается выстроить чёткие алгоритмы работы в данной сфере, довести своё современное и конструктивное видение, но на деле получает много заоблачных планов, приписок и протокольных, ничем не обоснованных показателей от не всегда компетентных специалистов, которые не вникают в суть вопроса и оперируют непонятно откуда взявшимися цифрами и бесконечными обещаниями», – заявил Батыров «Правде ПФО».

Профессиональные юристы, впрочем, предложили взглянуть на ситуацию реалистично. «Я думаю, что вопрос не в том, как это должно быть, а как это можно сделать. У нас же по документам тоже федерация, а по факту унитарное государство. Как бы там оно в законе не было написано, по факту можно сделать и по-другому», – напомнил «Правде ПФО» источник в юридическом сообществе Уфы, попросив не называть своего имени.

В довершение столичного вопроса Хабиров анонсировал проведение на следующей неделе совещания по этому поводу «в закрытом режиме» – забыв, видимо, что не далее как две недели назад приглашал СМИ и блогеров на публичное обсуждение ситуации под своим руководством. Та встреча не состоялась – «Правда ПФО» рассказывала о возможных причинах отмены – и теперь, видимо, уже не состоится.

Хабиров передумал обсуждать транспортную реформу публично
Хабиров передумал обсуждать транспортную реформу публично

Досталось в рамках совещания и Мухаметьянову. «Мы для чего «Башавтотранс» вытащили из-под банкротства и начали его накачивать мускулами? Тимур Рафисович, для чего? Объясняю: «Башавтотранс» – государственное предприятие, которое работает на территории огромной республики. У нас будут маршруты, которые неинтересны нашим уважаемым бизнесменам. Их должны выполнять вы, «Башавтотранс». Почему из-за малого количества пассажиров закрываются нерентабельные маршруты в районах республики? Жалобы: Янаульский, Аскинский, Бакалинский, Миякинский, Шаранский, Архангельский, Илишевский, Кушнаренковский, Бураевский!» – начал перечислять Хабиров.

Мухаметьянов ответил, что транспортное обслуживание районов невозможно сейчас восстановить из-за невыполнения контракта на поставку первых 100 автобусов НефАЗ «хабировского призыва». Выяснилось, что филиал КамАЗа в Нефтекамске оказался не в состоянии выполнить заказ. Гостранс даже отправил 9 апреля претензию в адрес поставщика на 70 млн. Тот «с учетом штрафных санкций» пообещал до конца апреля выдать первые 26 автобусов, а оставшиеся 74 до конца мая. Касательно «Башавтотранса» самым интересным оказалось не то, что Мухаметьянов сказал, а то, о чем он умолчал. А именно – о продолжающихся судебных процессах «Башавтотранса» с по идее обязанным его спасать ведомством Мухаметьянова. Только на днях Арбитражный суд РБ постановил взыскать с Гостранса 85,5 млн рублей в пользу государственного перевозчика.

Все оказалось совсем не так просто, как думалось в прошлом октябре...
Все оказалось совсем не так просто, как думалось в прошлом октябре...

Наблюдатели вспоминают, что именно транспортная реформа была первой значимой инициативой Хабирова на новом посту: о ней он объявил буквально через два дня после того, как вернулся в Уфу руководить Башкортостаном. Характерно, что именно за транспортную реформу народ и стал врио спрашивать в первую очередь: полгода прошло, а результатов нет. А совсем скоро подойдет срок выполнения и следующих хабировских инициатив. И врио рискует к сентябрьским выборам подойти без своего багажа, зато с тем же тяжелым наследством, что принял после Рустэма Хамитова.

Другие эксперты, впрочем, предлагают дать Хабирову и Мустафину еще немного времени. «Работу мэрии городского округа город Уфа в части организации и выполнении задач по реформированию общественного транспорта оцениваю положительно, для реализации всего комплекса задач, стоящих перед городом в сфере общественного транспорта надо понимать, что прошло всего 6 месяцев и этого катастрофически мало для осуществления всего задуманного спектра задач и озвучивая один из первых результатов реформ можно несомненно подчеркнуть тот факт, как отсутствие нелегальных перевозчиков, а остальное дело усилий, времени, слаженной командной работы и конечно же, инвестиций», – считает Батыров.

«Правда ПФО» следит за развитием событий.

Фото glavarb.ru, mk.ru