Недавно, 12 апреля, Юрий Куклачёв, знаменитый создатель и бессменный художественный руководитель уникального московского Театра кошек, отметил свое семидесятилетие. Накануне круглой даты он встретился с журналистами, чтобы рассказать о своём творческом пути. Кроме того, Народный артист РСФСР специально для представителей СМИ показал несколько номеров со своими любимыми питомцами, которые исполнили уникальные трюки.
«Посмотрите, какие они нежные и предсказуемые; они все - мои собратья, которые ведут меня по жизни», - отметил юбиляр, который и сам себя в шутку называет большим котом. В какой-то момент Куклачёв неожиданно пригласил... меня ассистировать ему. Каковы впечатления? Признаюсь, понравилось!
Спасибо супруге
Конечно, было интересно узнать, почему Юрий Дмитриевич открыл именно театр кошек, а не каких-либо других животных.
- Все благодаря супруге Лене. Когда мы расписались, я сразу почувствовал все преимущества семейной жизни. Я тогда работал в цирке. На гастролях холостяков размещали в гостиничных номерах, в которых порой стояло десять коек. А семейным давали отдельные комнаты. Очень было удобно. Получил ключик и чувствуешь себя хозяином. Правда, в самом цирке нас приняли холодно и равнодушно. Можно сказать, в штыки. В общем, приехал очередной клоун-пародист.
Я и впрямь большого смеха не вызывал. Потому что ничем особо не выделялся. Обычный акробат, жонглёр, эквилибрист. Таких много. Встретил Олега Попова. Спросил у него прямо: «Как вам?» Он честно сказал: «Таких, как ты, миллион. Ищи себя...» Я тогда даже молился: «Господи, помоги найти себя, чтобы я ни на кого не был похож!» Лена тоже за меня переживала. Вдвоем всегда легче переносить любую тяжесть. Мы с ней сразу стали одной, единой планетой.
Первой была Кутька
Как-то шли по улице. Услышали, что в кустах мяукает котеночек. «Жалко. Давай накормим!» - предложила жена. «Давай!» - я отозвался. Принесли его домой, помыли, поскольку он был очень грязный. Лена промыла ему глаза чаем. Когда он высох, стал таким пушистым. Невероятный красавец. Очень хорошенькие глазки и характер замечательный. Добрый, нежный. А когда прижался ко мне, даже зафырчал от удовольствия. «Ой, да мы тебя никому не отдадим!» - я сказал.
А еще он был таким игривым. Вот супруга и предложила: «Слушай, а почему бы тебе с кошками не поработать? У многих клоунов есть собаки. У Карандаша, у Олега Попова. А с кошками нет никого. Ты будешь первым». Я тут же оживился: «Лен, а правда, хорошая идея. Надо попробовать». Первой кошечкой была Кутька. Потом появилась Стрелка. С ней мы создали номер «Кот и повар», который восхитил весь мир. Министр чуть со стула не упал
- А вы тогда где выступали?
- Меня кидали из одного цирка в другой. В общем, затыкали дыры. И тут помог случай. Когда я работал в Нижнем Новгороде, в Москве выступал Мстислав Запашный. А в цирке обычно всех своих тащат. Знакомых, родственников. Запашный пригласил своего клоуна. Но тот оказался очень уж слабеньким. Когда министр культуры его увидел, то был в шоке. «Послушайте, завтра у нас Брежнев, а у вас такой кошмар. Поменяйте. Для Москвы нужен другой уровень!»
Министру попытались объяснить: «Понимаете, Олег Попов заграницей, Юрий Никулин заграницей, Карандаш запил...» Но министр был непреклонен: «Ищите!» И спросил: «А где молодежь? Давайте, всех вызывайте!» Министру сказали, что некий клоун в Нижнем Новгороде работает с кошками. «Привозите и его - посмотрим!» В итоге 5 клоунов привезли в Москву. Поскольку дело было срочное, их доставили самолетами. А мне лететь было не нужно, поскольку можно было добраться на машине.
Поцелуй Брежнева
Прибыли за мной вечером, чтобы утром я был на месте. В Москве попросил: «Дайте мне выступить первым, а то кошки волнуются». Просто хотел побыстрее вернуться обратно. Я решил, что это очередная тарификация. В общем, проверка на профпригодность. Никто ничего нам толком не сказал. Но мы были людьми подневольными. Раз приказали, нужно выступать. Короче говоря, как дал я первый номер, так министр аж рот раскрыл от удивления.
А когда выдал второй номер, он и вовсе чуть со стула не упал. «У меня дома кот живет 10 лет, но совершенно дикий, а тут творят такие чудеса. Все, он сегодня работает!» - сказал как отрезал.
- То есть вас взяли без конкурса?
- Конечно! Какой там конкурс. Зрители вечером тоже приняли меня очень тепло. Вдруг в антракте ко мне подходят и говорят: «Пройдите, пожалуйста, в ложу». Я зашел, а там сидит сам Леонид Ильич. Такой добродушный. От него повеяло каким-то теплом. Он был невероятно искренний. Действительно человечный, добрый. «Сынок, как ты меня рассмешил!» И поцеловал. Причем не просто поцеловал, а засосал в губы. А у меня на лице грим был. Так у Брежнева все и отпечаталось — нос и прочее.
Коньяк от Леонида Ильича
«Налейте ему!» - дал указание. «Да я не...» - хотел было сказать, что не пью. «Молчи! - мне подсказали. - Делай, что говорят!» Я раз - и опрокинул. Сразу в голове все помутилось. Хорошо, что во втором отделении работал Мстислав Запашный. Тигры, слоны. И хотя я хотел возвращаться домой, поскольку уехал всего на один день, меня не отпустили. Оказывается, Леониду Ильичу так понравилось, что он ходил все 10 дней. После чего мне сказали: «Останешься еще на 10 дней. А вдруг Брежнев опять придет...»
Потом еще на 10 дней пришлось задержаться. А Леонид Ильич снова приехал через 2 недели. В конце-концов меня оставили на целый год. В очередной свой приход Брежнев принес мне подарок — фарфоровую игрушку «Повар и кот». Ее и сегодня можно увидеть в магазинах. «Вот тебе, сынок, от меня!» - сказал Леонид Ильич. Конечно, я очень дорожил этим подарком. И много позже прочитал, что Брежнев очень любил кошек. Хотя тогда об этом ничего не знал.
Не хотели выпускать
В итоге я стал настолько популярен, что в контрактах на гастроли даже специально прописывали, чтобы был клоун с кошками. Я совершенно спокойно выезжал в капиталистические страны. Хотя поначалу были проблемы. Как раз Барышников сбежал. Перед поездкой в Канаду меня вызвали и сказали: «Значит, так: супруга остается». Я возразил: мол, дома же сын. А у нас как раз Димочка родился. «Нет, сына мало, пусть и жена еще останется», - мне возразили.
Без Лены не поеду!
Тогда я категорически заявил: «Без Лены никуда не поеду!» Что ж, нет так нет. Вскоре узнаю, что меня заменили Олегом Поповым. Но тут выясняется, что из-за меня задержали самолет. На 2 часа! Все артисты уже сидят внутри. 100 человек. Программа-то большая. Но меня действительно боялись отпускать в капстрану. Считали так: он ведь не был как следует обкатан в социалистическом лагере — в Румынии или в Монголии. Надо его еще испытать, посмотреть, как он ведет себя заграницей.
Я ведь был молодым, перспективным. Да еще с женой хотел выехать. Но, как оказалось, в договоре с Канадой под номером один шел я, клоун с кошками. Это выяснилось уже на регистрации в аэропорту. Так за мной с Леной домой прислали машину с мигалкой и в экстренном порядке с вещами доставили прямо к трапу самолета. Погрузили без всякой таможни! - улыбнулся Юрий Дмитриевич.