В соответствии с действующим законодательством периодически (раз в пять лет) вузы страны проходят процедуру аккредитации. Мероприятие связано с проверкой выполнения образовательной организацией требований государственных образовательных стандартов.
Аккредитационная комиссия решает вопрос готовности вуза выдавать дипломы государственного образца. Образно говоря, государство проверяет можно ли данному университету делегировать полномочия по подготовке специалистов с последующей формализацией отношений.
Получив аккредитацию, вуз имеет возможность продвигать себя через неё, содержание образования, кадровый состав, состояние материально-технической базы и отсрочку от службы в Вооружённых Силах. Поэтому эта процедура стала для вузов государственной санкцией. Если была аккредитация, то у вуза существует опасность её потери. А за этим получим отток студентов. Необходимость их перевода в аккредитованные вузы. И финансирование вуза станет другим. К этому вопросу мы ещё вернёмся.
Если аккредитации не было, то её необходимо получить. С чем связан интерес вузов к этой весьма интересной процедуре? После прохождения аккредитационных мероприятий репутационные характеристики образовательной организации возрастают. Все участники данной системы отношений получают информацию о доверии государства данному вузу. А это сразу порождает иную, более ожидаемую, систему отношений. Руководство вуза оповещает через официальный сайт о наличии государственной аккредитации. Для абитуриентов и их родителей эта информация становится характеристикой стабильности вуза. А если ещё и посчитать срок действия аккредитации, то есть возможность для принятия решения о получении высшего образования. Мамы молодых людей на этом основании уменьшают свои родительские переживания. Отсрочка от призыва успокоит их сердца. Для родителей, думающих о чиновничьей карьере детей, появляется возможность обучить их в государственном вузе. Для преподавателей вуза аккредитация становится признаком стабильной работы на ближайшие годы. При условии прохождения процедуры выборов на должность. Для вузовского многочисленного руководства аккредитационный результат создаёт условия развития деловой карьеры и получения стабильного дохода, исчисляемого сотнями тысяч рублей.
Почему аккредитация стала жупелом для вузов? Во-первых, её результаты влияют на имиджевые и репутационные характеристики ректора и проректоров. Низкие результаты в аккредитации порождают изменение отношения министерского руководства к вузу и его администрации. Во-вторых, закрытие специальностей уменьшает финансирование вуза. А этот факт влияет на всю экономику образовательной организации, включая размер заработных плат. В-третьих, появляются угрозы, связанные с сокращением персонала. Такая ситуация приводит к тому, что появляется страх перед аккредитацией, которая становится жупелом.
Почему государственные вузы с почти столетней историей не могут пройти аккредитацию без подготовки? Во-первых, это объясняется постоянным изменением содержания государственных образовательных стандартов. На этом основании складывается впечатление о постоянном развитии содержания трудовой деятельности специалистов. Во-вторых, в вузах создана структура, основанная на экономической целесообразности. А нужно сделать так, чтобы были специалисты, создающие образовательную, методическую и научную целесообразность. В-третьих, каждый вуз трактует содержание компетенций государственного стандарта и требований к реализации образования на основе личного опыта. В-четвёртых, нет чёткого определения содержания деятельности выпускников через цели и задачи трудовой деятельности. В-пятых, введение новых государственных образовательных стандартов не предполагает выход организационных и методических комментариев к их содержанию. В-шестых, образовательные стандарты должны регламентировать и профили образования как направления специализации. В-седьмых, каждая компетенция, представленная в стандарте, должна быть описана содержательно через дидактические единицы. Можно выделить и другие причины аккредитации как жупела. Но об этом в следующих публикациях.
Вуз должен перестать бояться аккредитации. Такая ситуация наступит, если будет проверяться содержание образовательной деятельности, а не её формальные признаки в виде цифр соответствия. И многие согласятся с тем, что государственная аттестация выпускников с привлечением потенциального работодателя будет лучшей проверкой качества образовательной деятельности вуза. Вторым параметром данной оценки может стать трудоустройство вузовских выпускников по направлению или специальности образования. А для выстраивания обратной связи в системе вуз-работодатель целесообразно получать рекомендации-отзывы от предприятий по результатам годовой работы выпускников с перечислением дополнительных задач трудовой деятельности, к которым нужно готовить в вузе.