Убеждения, принципы, вещи, в которые мы «верим», помогают нам жить. Они облегчают принятие решений. Например, если вы считаете, что окружающим нужно помогать, то когда к вам обращаются за помощью, вы не раздумываете – вы действуете. Но так же убеждения могут быть мощным тормозом на пути нашего развития.
Много лет назад, в самом начале 90-х, я был убежден, что я не смогу (или не должен? уже и не помню) заниматься своим бизнесом. Если бы кому-то пришло в голову подробнейшим образом меня расспросить о том, с чего я вдруг так решил, я бы вряд ли нашелся что ответить. В итоге я много лет проработал наемным гендиректором (что не очень сильно отличается от занятия бизнесом, негативные последствия примерно те же), а сейчас у меня своя, пусть и не огромная компания. То есть в итоге я к этому пришел. Но тогда, в 90-х, когда все вокруг «мутили» какой-то бизнес, я предпочел работать по найму. Спрашивается – почему? Потому что в голове были ложные убеждения.
Недавно я встретил своего старого друга. Он, в отличие от меня, начал бизнес более двадцати лет назад. Он очень известен в узких кругах, в которых он работает, и вполне успешен. Но в разговоре он обмолвился, что в его компании ровно столько же человек, сколько и 10 лет назад. А другие конкуренты выросли и вышли на другие масштабы. Спрашивается, почему он не стал? Он мог бы привести сотню вполне разумных причин, но вместо этого честно сказал – ограничение в голове.
Один из моих клиентов, выпускающий очень классную продукцию, однажды совсем растерялся, когда я спросил его – почему он не продает их на экспорт? Минуту подумав, он сказал «мы не сможем». Но аргументов в пользу своего умозаключения не привел. В итоге после двух недель убеждений с моей стороны он поехал на выставку в Европу, а еще через три месяца подписал первый контракт. Сейчас экспорт занимает в его выручке более 40%.
Ограничения в голове очень коварны. Среди них есть и полезные. Например, если вы твердо убеждены, что детей бить нельзя, вам не приходится каждый раз, когда ваши дети безобразничают, мучительно решать нравственную дилемму. Вы знаете что делать (или, точнее, чего не делать ни в каком случае). Но вред от других бывает не меньше, чем польза от первых.
Например, мой клиент даже не смотрел в сторону экспорта, хотя, рассуждая логически, как минимум рассматривать такую стратегию стоило.
Коварство ложных убеждений в том, что для нас они принимают форму аксиом, и мы перестаем смотреть на них критически. Словно запрограммированные роботы, мы послушны их сигналам. Но если мы хотим реализовывать успешную стратегию собственной жизни, нам нужно постоянно подвергать их сомнению и выпалывать лишние и вредные, словно сорняки.
Сделать это наедине с собой очень сложно. Точнее, это может занять слишком много времени. Несколько раз я, в силу случайных обстоятельств, сталкивался лицом к лицу с собственными «ментальными пробками», но это было не запрограммировано заранее. А, значит, это могло произойти, а могло и нет. Например, в 2009 году я часто гулял с коляской, в которой спал мой маленький сын. Вокруг бушевал кризис, и я, еще неопытный директор компании, был в панике. Каждый день или даже каждый час я открывал новостные сайты в надежде увидеть там позитивные сигналы извне. Но сигналов не было, и депрессия моя углублялась. Но однажды, когда я гулял по заснеженному парку с коляской и напряженно размышлял, перед моим мысленным взором, со всей болезненной очевидностью, предстали две мысли:
- Я все время жду сигналов извне, а надо бы делать что-то самому, и поактивнее. Не то, чтобы я совсем ничего не делал, но делал явно недостаточно. Среда средой, а выкарабкиваться надо как-то;
2. Продажи моей компании сильно упали, но они упали до уровня 2006 года. Но в 2006-м году мы не просто были прибыльны – мы были ОЧЕНЬ прибыльны. А если три года назад мы могли зарабатывать с такой выручкой, то почему вдруг стали неспособны сейчас? Надо изучить тот опыт и попытаться использовать все лучшее!
Тогда это помогло. Подобные озарения случались со мной и позже. Но сейчас я уже знаю, что ждать озарений можно долго, а время неумолимо. Поэтому в последний раз, когда я оказался в мыслительном тупике, я выпросил аудиенцию у своего приятеля, приехал к нему на дачу, и мы два часа ходили по зимнему лесу. Говорил в основном я. Но чем больше я говорил, тем очевиднее мне самому становилась нелепая, неочевидная логика моих рассуждений. То, что до разговора казалось мне самоочевидной истиной, вдруг у меня у самого в руках начало рассыпаться в прах. Моему другу не понадобилось много времени, чтобы «доломать» мою шаткую ментальную конструкцию, и я понял, что, провозгласив свои стратегические цели, я каждый делаю что угодно, только не приближаюсь к ним.
То же самое я часто вижу в глазах своих клиентов, когда мы разрабатываем личные стратегии. Чаще всего мне достаточно начать задавать правильные вопросы, сомневаться в том, что кажется очевидным, и привычные своды мира, созданного ими на фундаменте ложных убеждений, начинают давать трещины.
Конечно, моя задача не состоит в том, чтобы сломать полезные жизненные установки. Моя задача – убрать ментальные блоки, мешающие развиваться. Из-за которых малый бизнес остается малым. Из-за которых человек никуда не успевает. Из-за которых он ждет от подчиненных того, что они не в состоянии дать. Из-за которых он много работает и жалуется, что ничего не успевает.
Мы очень любим свои ложные убеждения. Мы – их лучшие адвокаты. Мы всегда готовы найти для них благопристойные оправдания. И даже если со стороны они выглядят нелепыми, наши клиенты никогда не расстаются с ними легко. Но в этом наша задача и состоит – помочь посмотреть на себя и свои убеждения со стороны.
У нас у всех есть друзья «со странностями», со странными (по нашему мнению) привычками и ценностями, которые никак не вяжутся с нашей картиной мира. Мы считаем их «нелепыми», в глубине души подразумевая, что уж мы-то нормальнее Папы Римского. Но мы все, без малейшего исключения (и автор этих строк не исключение также) больны этой «болезнью».
Но ложные убеждения ведут в тупик. Для построения эффективной стратегии жизни, для построения успешного бизнеса (если вы – бизнесмен или бизнес-вумен) нужно их постоянно отыскивать и ломать. Они могут показаться нам путеводными звездами, но в действительности они – ложные ориентиры.
Святослав Бирюлин