Найти тему

Путешествие по югу Вьетнама: часть первая. Дорога в Ратьзя.

Фукуок — это остров, который географически лежит ближе к Камбодже, чем к Вьетнаму. На севере границу видно невооружённым глазом. До ближайших камбоджийских островов всего 6 километров, а в погожий день видно даже материковую часть соседа. В безлунные ночи к скалам в районе мыса Ганьзао и на пляж Тхом причаливают «ночные лодки», что везут контрабанду, а днём туристы делают сотни селфи на фоне камбоджийских берегов.

Не случайно это яблоко раздора между двумя странами. В семидесятых годах прошлого века режим красных кхмеров делал попытки отбить территорию, высаживая на «жемчужный остров» десант, но это не увенчалось успехом. И даже наоборот – пограничные вылазки армии Пол Пота привели к эскалации конфликта. В 1978 – 1979 году Вьетнам с боями дошел до Пномпеня и скинул диктатора Салот Сара (настоящее имя Пол Пота) и его «ангхку».

Ангкор Ват (апрель 2016 года)
Ангкор Ват (апрель 2016 года)

Об этом я напишу еще, потому что история Камбоджи и кхмеров это большая и интересная тема. Чего только стоит вылазка в пограничную с Камбоджей провинцию Анзянг, о которой вы узнаете в следующих главах. Там находится не только раскопки Ок Ео, большого города древней кхмерской империи Бапном, но и деревня Батюк, резня в которой привела к формальному поводу военной агрессии Вьетнама против Кампучии.

ЗАЧЕМ Я ПОЕХАЛ В РАТЬЗЯ

Но вернемся к острову Фукуок, точнее к городу Ратьзя, куда я отправился на разведку за новыми впечатлениями и новой экскурсионной программой, которую хотел предложить посетителям своего сайта. Подготовку вёл по картам Google  и англоязычным путеводителям по провинции Киензянг, чьей столицей Ратьзя  и является. Я наметил для себя десяток точек, которые хотел посетить во время поездки по округе, но в мои планы вмешались обстоятельства.

На улице в Ратьзя
На улице в Ратьзя

Я не просто так поехал в Ратьзя. Это ближайший от острова Фукуок большой город, не считая Хатьена. Мне нужно было срочно покинуть дом, так как пол года без смены обстановки разрушили мои отношения с девушкой, расшатали нервы, и только путешествие способно было меня напитать энергией. Работа с людьми дело сложное, а я человек не железный. Ехать в Хошимин или Куала-Лумпур было не зачем, да и стоила такая поездка дороже, а в Ратьзе никогда не был. Да и был формальный повод –  хотел запустить новый экскурсионный маршрут, которого не было бы ни у кого из конкурентов. Поэтому мне хотелось своими глазами, а не по фото из поисковика, увидеть, чем меня может удивить город и округа.

НЕМНОГО ПРО ГОРОД

Ратьзя – это столица провинции Кьензянг. В городе проживают около 250 000 человек. Но по меркам Вьетнама это средний городок, он никак не сравнится с Хошимином или даже Нячангом. Сайгон это самый динамично развивающийся город региона, а Нячанг туристическая столица страны. Большинство туристов на Фукуоке с радостью выберут поездку во «Вьетнамский Париж» или в экскурсию по древним храмам Ангкор Вата, так как это раскрученные туристические бренды. А кто знает про город Ратьзя? Теперь знаете вы. К слову, в «Большом Сайгоне», как называют агломерацию вокруг Хошимина, проживает почти 11 миллионов человек. Поэтому понятно, почему меня Ратьзя, со своим четвертью миллиона, меня сразу не впечатлила. Это была большая деревня, чуть больше чем Фукуок.

Полуденный город
Полуденный город

Я еще до поездки наметил план, и хотел ему следовать с первых своих минут на материке, что бы по максимум использовать ситуацию в «плюс». Карты Гугл, которым я еще не раз пропою осанну, это настоящая кладезь полезной информации для примерки маршрута. В русском интернете про Ратьзя и Киензянг ничего путного не нашлось. Но, покопавшись вечер во вьетнамском интернете и на англоязычных форумах, я всё таки смог наметить несколько интересных для меня точек.

В первую очередь хотелось увидеть пагоду Там Бао (Chùa Sắc Tứ Tam Bảo) и кхмерский храм Фат Лон (Chùa Phật Lớn). Меня также заинтересовали местный краеведческий музей провинции, католический храм середины прошлого века и пагода, посвященная национальному герою Вьетнама полководцу Нгуен Чун Чуку. Главной точкой маршрута я наметил природный парк Уминьтхыонг (U Minh Thượng). Он находится в пятидесяти километрах от Ратьзя, и по данным той же Википедии является одной из самых уникальных природных территорий.

Парк Уминьтхыонг (фото из Гугла)
Парк Уминьтхыонг (фото из Гугла)

ДОРОГА НА МАТЕРИК

С острова Фукуок до Ратьзя можно добраться только на пароме. Точнее на огромном  быстроходном судне на подводных крыльях. За день до поездки у меня была экскурсия, я дико устал и не успел собрать вещи. И итоге проспал первый рейс. Поэтому утром наскоро набив рюкзак техникой, на всех порах поспешил в порт, и смог уехать втором рейсом, в половину одиннадцатого. Дорога оказалась долгой – два с половиной часа. Всё это время аборигены смотрели телевизор, ели лапшу и снеки, курили на верхней палубе, и по вьетнамской традиции бесконечной переругивались.  Даже шум от несущегося судна не мог их заглушить. Не забудьте взять с собой наушники или беруши, очень ценный инвентарь в поездке, если собираетесь путешествовать вместе с вьетнамцами.

Несмотря на то, что цена билета в одну сторону была 340 000 донгов (около 15 долларов), салон парома был полон, и первую часть пути я сидел между двумя вьетнамскими тетками, которым чувство такта (или страха перед иностранцем) не дало возможности попросить меня поменяться местами. Первый час они громко общались, так что я невольно был слушателям их увлекательных разговоров. Но после моей отлучки на верхнюю палубу, та что была слева, заняла покинутое место и ситуация разрешилась с пользой для всех: меня не окатывала волна вьетнамского крика, а тетки смогли вдоволь наболтаться.

Красавец — паром Phu Quoc Express
Красавец — паром Phu Quoc Express

Что касается цены, она неприятно удивила, я уже морально привык к дешевому Вьетнаму. За восьмичасовой автобус до Хошимина тремя месяцами ранее, я отдал всего 8 долларов, да и паром до Хатьена стоил примерно также. Но мой нынешний паром был таким новым, удобным и красивым, а выглядел настолько безопасным, насколько вообще может выглядеть безопасным транспорт во Вьетнаме. Так что свои 15 долларов я отдал не зря.

Так или иначе, уже в обед я ступил на материк, и тут же был окружен мото-таксистами с загоревшими от бесконечного стояния у причала лицами. Они, завидев белого человека с рюкзаком, поспешили предложить свои услуги. Я вежливо отказал всем соискателям легкой наживы и пошел искать свой отель, по пути рассматривая город. Несомненно, с появлением всех достижений прогресс в виде смартфонов, удобных приложений по типу Booking.com или Maps.me, быстрого интернета, путешествия значительно упростились.

Мото — таксист на пристани в Ратьзя
Мото — таксист на пристани в Ратьзя

ПЕРВОЕ ОЗАРЕНИЕ

Когда мне исполнилось 18 лет, я поехал в свое первое самостоятельное путешествие автостопом по северо-востоку Китая. У меня в распоряжении был телефон Нокиа с фонариком (и игрой змейкой), бумажная карта и бесплатный русско-китайский разговорник, который мне выдали во время шоптура в приграничный Китай с родителями за год до этого. Было, так сказать, непросто. Но все эти воспоминания сейчас напоминают мне брюзжание старого деда, который сетует, что в его время и сметана гуще была, и пчелы жужжали громче. Прогресс штука полезная, и кто мы такие, что бы его осуждать?

С первых минут на земле мне стало понятно, что Ратьзя это не то, что может заинтересовать туристов, отмахавших 7, а то и 11 часов в самолете из Новосибирска или Москвы.  Да, он относительно чистый, в меру ухоженный, но всё-таки типичный вьетнамский город, каких сотни. Пока я неспешно брел по покинутому в жару центру, у меня теплилась надежда, что все те достопримечательности, которые я отобрал еще до поездки, меня обязательно впечатлят…. Но сердце шептало – «Артем, это будет интересно только тебе».