Моя мама считала, что в интеллигентной семье ребёнок - особенно девочка - должен учиться музыке.
У меня были явные к этому способности. Но сам процесс - и урок, и занятия дома - были для меня насилием и каторгой. Тогда в мои 6-7 лет я не задавала себе никаких вопросов. Просто сопротивлялась и выкручивалась.
Результаты были соответствующие: в первых двух классах я сидела по два года к стыду и негодованию моей мамы.
Когда мне было 10, меня отправили на целый год к бабушке в Киев, где я тоже пошла на музыку. Но тут произошло нечто...
Моя учительница - в прошлом ученица самого Кабалевского - что-то такое сделала со мной, что я не просто была счастлива на ее уроках. Я занималась дома по 3-4 часа абсолютно добровольно. Я придумывала себе какие-то музыкальные «испытания» (а вот так смогу?), игрушки, шутки...
Запустился тот самый процесс внутренней игры, про который написал Тимоти Голви.
Когда я вернулась домой, меня сразу перевели через класс (из 3 я перешла сразу в 5). Я играла сложные вещи и получала от этого колоссальное удовольствие.
Но, закончив этот 5 класс, я музыкальную школу бросила: система обучения в местной музыкалке вернула меня к ощущению насилия и каторги, магия внутренней игры исчезла.
Спустя 30 лет, будучи профессиональным психологом и коучем, я стала искать объяснение этому феномену учителя (а в моей жизни ещё были удивительные педагоги).
Как она вселила в меня - негативно настроенную и упрямую - такую мотивацию и вдохновение? Как заразила страстью и желанием так много работать?
🎗Во-первых, не было оценок. Вообще. Если я ошибалась, она просила сыграть ещё раз. И все.
🎗Она очень хвалила за успехи и интересные ходы. Даже звала иногда другого учителя из другого кабинета, чтобы похвастаться мной.
🎗Она искренне интересовалась моими ассоциациями, идеями, смеялась моим шуткам или оправданиям. У нас вообще было много поводов для смеха. Хотя уроки были стандартные - по 45 минут.
🎗Она часто показывала мне какие-то элементы высшего пилотажа, объясняя, после каких высот это становится возможным. Как будто готовила меня к великому будущему, но совершенно не требуя от меня этого. «Вдруг ты захочешь..., и тогда это станет возможным»
Мне было 10 лет. Я не собиралась становиться музыкантом, я была рассеянной, часто очень упрямой девочкой. Как и многие подростки, я реагировала протестом на любое «надо».
И вся моя энергия, обычно направленная на сопротивление, вдруг оказалась направлена в мирное и очень продуктивное русло.
Удивительное дело: все осознанные мной инструменты моей учительницы я применяла к взрослым людям, которыми руководила. И это приносило такие же прекрасные результаты. Есть у нас всех такие «общие знаменатели».
А какие чудеса происходили с Вами от встреч с талантливыми учителями?
Как Вы воспроизводите этот опыт, став взрослыми?
Давайте повспоминаем своих лучших Учителей