Следующие две весьма знаменательные работы, смысл которых я хочу разобрать, гораздо более закамуфлированы, чем “Триумф смерти". Тем интереснее будет вскрыть их настоящий смысл.
“Вавилонская башня” из Вены, называемая Большой башней и “Малая Башня” из Роттердама. Две эти башни написаны парой в одном году. Одной Башни, как мы увидим далее, недостаточно для передачи задуманного Питером смысла. Он составил план из двух частей.
Венская Башня является очень трудным тестом для желающих ее понять.
Воистину искусство Питера закрывать истинный смысл своих работ не имеет аналогов. И в то же время как же все становится очевидным. если вам удалось понять этот смысл. В конце моей заметки вы убедитесь в этом полностью.
Я встречал на просторах интернета двух человек, сумевших разобрать основной смысл “Триумфа смерти” (не полностью), но ни одного кто бы понял зачем Питер написал “Большую Башню”. И тем более зачем он сразу же написал вторую Башню ничем не похожую на первую.
Достичь смысла этих работ активно мешает стереотипная библейская история. Еще более мешает вдуматься в смысл работ совершенно потрясающее живописное мастерство Питера.
Красоту и ювелирную точность живописи "Большой Башни"не передать словами. Никакая репродукция не воспроизводит краски оригинала. Я видел его в Вене. Я сидел, стоял, фотографировал, думал. Я понял. Опытный ценитель испытывает столь высокое восхищение от цвета, композиции и рисунка, что забывает думать о ее смысле что-либо вне стандартного глуповатого рассказа из Библии. Это подводит всех, кто пытается судить о смысле Башни. Но вот парадокс: именно красота башни и является ключом, открывающим смысл этой удивительной работы. Она одновременно скрывает смысл и дает возможность его понять. Удивительное дело. Ай да Питер!
Кстати, эту ситуацию замысла автора и прозрения зрителя Питер проиллюстрировал в своем замечательном Венском рисунке из Альбертины “Художник и ценитель “. Но о рисунках поговорим в свое время.
Вернемся к “Башням”. Мне очевидно что Венская Башня является символом единого счастливого человечества.
В этой работе три смысла.
Смысл первый.
Первый смысл вытекает из красоты Башни и красоты окружающего ее города. Башня - это образ единого человечества. Объединенное человечество создает своим упорным трудом красивую и счастливую жизнь. Множество людей у Башни, на Башне, в городе на суше и на море дружным трудом создали и создают все кругом: дома, корабли, механизмы… Питер для иллюстрации этого замечательного единства и труда не пожалел подробностей, своего мастерства и упорства. Картина переполнена мелкими деталями, каждая из которых тщательно проработана, как это выясняется при увеличении. Обращаем внимание что у работающих людей нигде нет указующего начальства или охраны, нет и планов строительства, есть только общий труд - это еще один намек на гармонию человечества. Смотрим.
Обращаем внимание на то, что Башня стоит на прочной скале. Это символ единения человечества и земли на которой оно строит себя непрерывным трудом.
Обращаем внимание на основные цвета Башни: цвет внутри и цвет снаружи. Облицовка Башни имеет цвет кожи здорового белого человека. Внутри же Башня красная, цвета крови. Башня - это живое человечество.
Объединяем красоту Башни, окружающей природы и труд людей, которые ее строят и получаем ясное суждение Питера о счастливом существование людей до момента разрушения этой гармонии извне.
Смысл второй.
Библейский Бог сознательно внес вражду и непонимание между людьми, разделив языки. Этот поступок явился прямым источником всех последующих бед людей, которые вытекают из потери людьми возможности понять друг друга. Ничего более худшего и мерзкого нельзя было сделать богу с людьми.
После разделения языков люди перестали быть целым, разделились на своих и чужих, что привело к границам, войнам, рабству и т.д. додумывайте сами, это уже не сложно. Библейский бог - это абсолютное зло для человечества. Именно это является вторым смыслом картины. Это не иллюстрировано, но это вытекает из красоты Башни и гармонии труда людей.
Третий смысл.
На переднем плане стоит власть - мужчина под охраной вооруженных людей. Замечаем, что охраны нет у строителей Башни нигде. Ее нет и у тех, кто подвозит материалы и у людей в городе.
Человечеству некого бояться в своей жизни и труде и оно не нуждается в охране, а вот местному царьку приходится себя охранять. Его власть не дана ему людьми добровольно, а потому не может существовать без вооруженных людей. Замечаем также, что в ножки кланяются царьку только те, кто непосредственно перед ним, остальные, находясь буквально рядом, продолжают заниматься делами. А как настороженно смотрит на царька один из рабочих неподалеку (с палкой слева)...
А вот насмешник Питер. Мелкая фигурка справа. посмотрите. Я увеличу.
Обратите внимание, что Питер очень мелко нарисовал срущего непосредственно в той сюжетной части, которая связанна с властью. Питер ничего просто так не рисовал. У него все полно смысла.
Мораль: чтобы трудиться в согласии друг с другом сила и власть не нужны. А вот, чтобы остаться у власти приходится себя охранять. Люди считаются с властью исключительно из-за вооруженной охраны, т.е. из страха. Власть для счастливой жизни не нужна.
Вывод из первой башни.
Формально следуя библейской байке, Питер показал счастливое и гармоничное единство человечества, которое будет насильственно разрушено богом. Питер говорит, что человечество могло бы быть счастливо, если бы не злоба и зависть библейского бога.
Башня номер два
Продолжение единого рассказа Питера.
Он ее написал как раз почти в точности с библейским смыслом по поводу “гордыни”. Однако есть нюанс…
Эта башня мрачная, зловещего красноватого цвета. Ее прежде живой облик омертвел. Сверху вниз по Башне течет кровь (слева). Люди, которые возятся вокруг нее, изображены совсем не так ясно и проработано, как в первой башне, предназначенной Питером для показа созидательного труда людей. Людей осталось немного и суть картины уже не в них. Вторая Башня написана для других целей.
Смотрим очень внимательно. На одном из спиральных ярусов при большом увеличении видим целую процессию, которая движется к вершине Башни. В середине процессии красный балдахин. Несут какое-то властное лицо, которое ножками ходить не привычно.
Вот это и есть то самое воплощение гордыни. Человечка под балдахином тащут на вершину Башни. Но это гордыня не людей тружеников, это гордыня власти. Питер и здесь не иллюстрирует пассивно глупый библейский рассказ о Башне и не примешивает к сюжету людей труда. Грехом гордыни полна власть/церковь, под балдахином может быть и то и другое.
Каковы же последствия вот такой неуемной жажды доминирования со стороны власти/церкви и последовавшей за ней реакцией Бога? Они тяжки. Трудящееся ранее человечество практически вымерло. Смотрим.
Посмотрите (пролистайте галерею) и обратите внимание на то каким было человечество на первой Башне и что от него осталось на второй.
Общий вывод по двум Башням.
Библейский бог есть настоящий бандит, а власть/ церковь одержимы гордыней и противопоставлены трудящемуся человечеству.
Соедините выводы и мораль Триумфа смерти и двух башен. Не правда ли Питер последователен в своих взглядах и выражается однозначно?
В следующей заметке разберем совсем трудную для понимания работу Питера "Избиение младенцев".