Вчера состоялся торжественный запуск в серию газомоторного (двухтопливного) подсемейства LADA Largus CNG, включая 5-местные пассажирские версии, 2-местный фургон и 5-местную версию LADA Largus Cross. Анонс данных версий серии Largus был еще 20 февраля этого года.
От обычных бензиновых машин газобаллонные версии Largus CNG отличаются размещением соответствующего газового оборудования, и прежде всего, газового баллона – за перегородкой, отделяющей кабину от грузового отсека,
благодаря чему сохраняется его достаточно большой для развозной работы объем – 2225 л (потеря полезного объема составляет 315 л).
Так, что с учетом дешевизны газового топлива (в Москве порядка ₽17 за кубометр, что эквивалентно литру бензина) фургон LADA Largus CNG оказывается достаточно выгодным предложением для малого и среднего бизнеса.
Автомобили созданы АВТОВАЗом в содружестве с компанией ГК «АТС», которая и занимается непосредственной послеконвейерной установкой ГБО на автомобили LADA.
Все работы по установке и контролю качества происходят на производственной площадке ГК «АТС».
Комплектующие АТС получает от одного из ведущих производителей газового оборудования – итальянской фирмы Emer. В комплект поставки входят: редуктор, вентиль, рампа, кнопка переключения (на консоли возле рычага МКП), трубки и шланги.
Соответственно металлокомпозитный баллон емкостью до 22 м3 сжатого метана поставляет китайская фирма Sinoma.
Все различия между моделями Vesta CNG и Largus CNG обусловлены местом расположения баллона и компоновкой подкапотного пространства. В фургоне Largus CNG баллон расположен за перегородкой салона, в версиях универсал и Cross – в багажном отделении. Из-за этого применяются трубки разной длины.
Также из-за разницы расположения двигателя и узлов моторного отсека используются иные кронштейны крепления редуктора и трубок. Стоит отметить, что кронштейны – как раз локализованная продукция местных поставщиков.
По иному размещена кнопка переключения вида топлива, она же играет роль светового индикатора наличия газа в баллоне. Если, на Vesta она установлена на передней панели, то на Largus – рядом с рычагом МКП. Основная лампочка информирует о типе топлива, которое в данный момент используется, а четыре светодиода сигнализируют о количестве газа по четвертям объема.
Соответственно, на Largus, в отличие от Vesta, жгут проводов, подходящий к монтажному блоку и кнопке переключения топлива, укладывают еще на конвейере АВТОВАЗа на линии B0. На Vesta эту операцию делают непосредственно на производстве ГК «АТС».
Также не клеят на заднюю дверь версии Largus Cross CNG и шильдик Cross, который заменяет эмблема «CNG».
Место установки заправочного штуцера на Largus CNG также вынуждено изменено из-за недостаточной глубины пространства под штатным лючком бензобака. Здесь Vesta имеет некоторое преимущество, так как изначально проектировалась с учетом использования второго вида топлива.
По этой причине на производстве в подготовленное отверстие устанавливается специальный кронштейн, позволяющий «утопить» штуцер под заправку метаном. Благодаря этому лючок стал закрываться легко и надежно.
Все автомобили, оснащенные ГБО на производстве ГК «АТС», подвергаются процедурам контроля качества, соответствующим стандартам Renault-Nissan. Для этого на территории завода был построен специальный корпус, где кроме контроля качества сборки, систему проверяют на возможные утечки и производят диагностику установленного ГБО и работу ДВС на различных видах топлива в целом.
Серию LADA Largus CNG оснащают 16-клапанным 1,6-литровым двигателем и 5-ступенчатой МКП. Данных по реальной мощности при работе на метане пока нет, но определенные потери (порядка 7–9%) неизбежны.
Выпуск газомоторной LADA был приурочен к состоявшемуся также 2 апреля на производственной площадке ПАО АВТОВАЗ расширенному совещанию на тему: «Развитие рынка газомоторного топлива Российской Федерации, стимулирование спроса и предложений на технику, работающую на природном газе», в котором принимали участие Председатель Совета директоров ПАО «Газпром» Виктор Зубков, Президент ПАО АВТОВАЗ Ив Каракатзанис, представители министерств, ведомств, автомобильных концернов, производителей компонентов, частного бизнеса.
Президент Ив Каракатзанис в частности отметил, что его компания АВТОВАЗ поступательно развивает модельный ряд LADA CNG. Он подчеркнул: «Мы видим стабильный спрос на эти автомобили, как со стороны корпоративных клиентов, в частности, таксопарков, так и со стороны частных владельцев. Мы благодарны государству за поддержку рынка и производителей газомоторной техники и рассчитываем, что эти меры будут сохранены в ближайшие годы в стабильном объеме.
Напомним, что в июле 2017 года АВТОВАЗ начал серийное производство битопливного автомобиля с газобаллонной установкой, рассчитанной на применение сжатого природного газа (метана) – LADA Vesta CNG. Использование метана в качестве топлива на сегодня признано наиболее безопасным, экологичным и доступным решением. Его использование увеличивает ресурс двигателя и снижает затраты на горючее более чем в 3 раза. Кроме того, этот газ в случае утечки эффективно рассеивается в атмосфере, обеспечивая высокую пожаробезопасность.
P.S. При этом известно, что госфинансирование программы развития газомоторного топлива в текущем году, если, и не свернуто полностью, то значительно урезано. Так, что от слов до дел иногда бывает дистанциия огромного размера…