Найти тему

Когда Иуда приговорил СССР, тоже громыхало. Но что было с истребителями 5-го поколения

Российский Су-57 в бою против американского X-29
Российский Су-57 в бою против американского X-29

В конце девяностых годов первые прототипы русского истребителя 5-го поколения вышли на летные испытания. Времена тогда были не простые. Совсем недавно иуда развалил Советский Союз, сразу резко сократилось финансирование, а разразившийся политический кризис начал занимать умы людей гораздо больше, чем какие-то там истребители. ОКБ им. Микояна раньше других приступило к проектированию новой боевой машины. В 94-м году появился первый опытный образец истребителя, в котором конструкторы использовали конфигурацию "утка" и так называемое треугольное крыло. Горизонтальное оперение расположили перед крыльями, что придало машине лучшие аэродинамические характеристики. Похожая конструкция использовалась в европейских истребителях «Гриппен» 4-го поколения.

Шведский многоцелевой ястреб JAS 39 «Грипен»
Шведский многоцелевой ястреб JAS 39 «Грипен»

Новый самолет получил название «1-44». Дело полным ходом шло к началу испытательных полетов, и в этот самый неподходящий момент деньги на реализацию проекта иссякли. Истребитель смог подняться в воздух только в феврале 2000-го года, когда в этот проект, получивший обозначение «1-44», попытались вдохнуть новую жизнь.

Истребитель "Миг 1-44"
Истребитель "Миг 1-44"

К тому моменту у нового «МИГа» уже успели появиться конкуренты из касты истребителей пятого поколения. Так как ОКБ "Сухой" отправил свой прототип «С-37» в тестовый полет еще в сентябре 1997-го года. В дальнейшем этот истребитель получил индекс «Су-47» и название «Беркут». Корабельное использование этого самолёта было запланировано конструкторским бюро "Сухой" с самого начала проектирования. Крылья этого летательного аппарата с обратной стреловидностью обещали получение серьёзных преимуществ в воздушном бою.

Прототип Су-47 "Беркут"
Прототип Су-47 "Беркут"

Интересно вспомнить, что первыми, кто начал экспериментировать с крыльями обратной стреловидности, были немцы. Их реактивный бомбардировщик «Юнкерс Ю-287», разработанный еще в сороковые годы прошлого века, имел именно такую конфигурацию несущих плоскостей. Первые проблемы с такими крыльями проявились почти сразу. На высоких скоростях плоскости обратной стреловидности начинали "скручиваться", что грозило их полным разрушением прямо в полете.

Немецкий бомбардировщик времен Второй Мировой войны "Юнкерс Ю-287"
Немецкий бомбардировщик времен Второй Мировой войны "Юнкерс Ю-287"

Конечно, первой идеей было увеличение прочности таких крыльев, однако это сразу привело к увеличению их массы, и как следствие, к ухудшению летных характеристик всей машины. Этим и объясняется тот факт, что к стреловидным крыльям повторно начали внимательно присматриваться только а 80-е годы XX века. Потому что именно тогда начали появляться композиционные материалы, отличавшиеся высокой прочностью и малым весом. В США построили истребитель «X-29» с крыльями обратной стреловидности из композита, который и стал основным конкурентом российского «Су-47». Однако ни американским, ни русским инженерам так и не удалось устранить все недостатки, присущие стреловидной компоновке. «X-29» и «Су-47» так и остались экспериментальными образцами.

Американский прототип X-29
Американский прототип X-29

Микояновской машине «1-44» тоже не было суждено стать истребителем пятого поколения. Её испытания очень быстро завершились, не принеся существенных результатов. Стало ясно, что самолеты со стреловидным крылом больше не в состоянии отвечать сильно возросшим требованиям. Теперь поворошим палкой прошлое и вспомним о том, что в начале XXI века в ВВС России основными истребителями для фронта были стройный «Миг-29» и грузный «Су-27». Однако для когорты пятого поколения стали строить одну машину, а не две, прежде всего по экономическим причинам. Назвали проект «ПАК ФА», что означает "Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации".

Истребитель "ПАК ФА", который позже переименовали в Су-57
Истребитель "ПАК ФА", который позже переименовали в Су-57

Специально обученные люди сформулировали список качеств, которыми должна обладать новая машина: уверенное поражение любых целей на земле и в воздухе, низкая заметность для радаров, бесфорсажный полет на сверхзвуке и, конечно, сверхманевренность. "Сухой" и "МиГ" приступили к борьбе на тендере за реализацию замысла. О том, что было дальше, пока в муках выродили это дитя «Су-57», расскажем в следующей части.

Вся информация, использованная в публикации, почерпнута в открытых источниках и отжата из популярных СМИ, а также частично сострижена с энциклопедий разного пошиба.