Найти тему

Панамский канал

МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АМЕРИКА / ПАНАМА / ПАНАМСКИЙ ПЕРЕШЕЕК

В октябре 2006 г. жители Панамы на национальном референдуме проголосовали за расширение Панамского канала. Расширение подразумевает строительство нового судоходного пути канала с дополнительными группами шлюзов в каждом из его концов. Этот путь удвоит пропускную способность канала и позволит современным более широким судам использовать этот разделяющий две Америки водный путь.

Суда проходят по одному из фарватеров в пределах сети озер, которые связаны искусственными водными путями и шлюзами Панамского канала
Суда проходят по одному из фарватеров в пределах сети озер, которые связаны искусственными водными путями и шлюзами Панамского канала

В свете нынешнего стремления к экологичности рядом со шлюзами предполагается построить новые водоудерживающие бассейны, которые позволят повторно использовать 60% воды, проходящей через шлюзы во время их открытия. Это избавит от необходимости сооружения дамб для поддержания водохранилищ и затопления больших территорий вдоль водосборного бассейна канала.

История строительства Панамского канала

Эти планы – последняя глава в истории, начавшейся в шестнадцатом столетии. Карл V Испанский был одним из первых, кто задумался о возможности прорытия через Панаму канала. После сообщений исследователей о богатствах, найденных в Перу, Эквадоре, а также в Азии, советники Карла предположили, что судоходный канал сможет значительно сократить путь движения судов. В 1534 г. была проведена топографическая съемка перешейка, затем был составлен рабочий план сооружения канала, но реализацию проекта отложили, поскольку Карл V вел войны в Европе.

Позднее испанцы вновь заговорили о канале. В 1819 г. испанское правительство официально разрешило строительство канала, такого же, каким он планировался при Карле V почти 300 лет назад. Снова были проведены исследования участка, а также сформирована международная компания по прорытию канала, но эта попытка также провалилась, и только в 1880 г., когда Фердинанд Мари де Лессепс, строитель Суэцкого канала, выдвинул новое предположение по строительству, канал действительно стал казаться возможным.

Пока Лессепс рекламировал свой план по созданию канала на уровне моря, американский Конгресс создал специальную комиссию для исследования возможности прокладывания судоходного маршрута через Центральную Америку. Тем не менее Лессепс опередил США, и началась грандиозная работа по выемке миллионов тонн земли, требуемой для сооружения канала через Панаму.

Длина канала, который был в результате построен, составляет около 82 км. Путешествуя из Атлантического океана, корабли проходят по 11-километровому углубленному фарватеру в Лимонской бухте, а затем проплывают 18,5 км к Гатунским шлюзам. Эта трехступенчатая система поднимает суда на высоту 26 м до уровня озера Гатун, после чего они плывут 51,5 км на юг по углубленному судоходному руслу в озере Гатун к Гамбоа, где начинается Кулебрская выемка. Выемка имеет длину 13 км и ширину 150 м. В ее конце находятся шлюзы Педро-Мигель. Здесь корабли опускаются приблизительно на 9,4 м до уровня большого озера, по которому они плывут к заключительным шлюзам Мирафлорес. Последние в свою очередь опускают суда на оставшиеся 16 м, до уровня Панамского залива с тихоокеанской стороны канала. Путешествие через Панамский канал занимает приблизительно девять часов.

Новый большой висячий мост Пуэнте Сентенарио (Столетний мост) пересекает Панамский канал и имеет шесть полос движения
Новый большой висячий мост Пуэнте Сентенарио (Столетний мост) пересекает Панамский канал и имеет шесть полос движения

Шлюзы обеспечивают функциональность канала, но первоначально Лессепс предполагал построить канал на одном уровне – уровне моря. Между 1881 и 1888 гг. работы по прорытию канала вела компания Лессепса, а затем, с 1904 по 1914 г. одноуровневый канал пытались закончить американцы. Однако непредвиденные различия приливов и отливов в Тихом и Атлантическом океанах, а также огромное количество грунта, который нужно было перемещать, делали работу почти невозможной.

На момент, когда в 1899 г. французскую попытку строительства канала посчитали провальной, рабочие удалили 59,75 млн куб. м грунта, включая 14,26 млн куб. м для создания Кулебрской выемки. Американцы включились в проект, казавшимся многообещающим, ведь значительная часть работы была уже сделана. Паровые лопаты заработали над сооружением Кулебрской выемки 11 ноября 1904 г., а к декабрю 1905 г. на одном только этом отрезке канала трудились 2.600 человек. В это время инженеры пришли к выводу, что канал на одном уровне с морем не будет работоспособным, и в июне 1906 г. было объявлено о планах построить многоуровневый канал со шлюзами на всем его протяжении.

Механизация работ

Земляные работы продолжались на всех участках канала. Работа над Кулебрской выемкой в течение одного трехмесячного периода в начале 1907 г. привела к удалению 512.500 куб. м грунта. Тогда при прокладке выемки было использовано 100 паровых лопат, каждая из которых способна выкапывать около 920 куб. м грунта за восьмичасовой рабочий день, а количество задействованных здесь рабочих насчитывало уже около 39.000 человек. Вынутый грунт вывозили более 4.000 вагонов, прицепленных к 160 паровозам.

"Цена" строительства канала

Реализация проекта не всегда шла по плану. Первый большой оползень произошел в 1907 г. в Кукараче. Вопреки ожиданиям около 382.000 куб. м глины сползли за 24 часа более чем на 4 м, серьезно задержав дальнейшую работу. Позднее последовало еще множество оползней. Считается, что всего в течение 34 лет строительства канала погибло 30.000 человек.

Шлюзовые ступени

Завершенный Панамский канал получил шесть шлюзовых ступеней (по три с каждого конца). Гатунские шлюзы представляют собой две параллельные группы из трех шлюзовых ступеней, построенные с использованием в общей сложности 1,53 млн куб. м бетона. Каждая шлюзовая камера имеет ширину 33 м и длину 300 м. Толщина стен камер меняется от 15 м в основании до 3 м вверху. Стальные створы шлюзовых ворот имеют толщину 2 м, длину 19,5 м и высоту 20 м. Шлюзы Педро-Мигель имеют одну ступень, в то время как в шлюзах Мирафлорес их две.

Суда, проходящие шлюз, кажутся небольшими, но для понимания их истинных размеров взгляните людей, находящихся на корабле и на берегу
Суда, проходящие шлюз, кажутся небольшими, но для понимания их истинных размеров взгляните людей, находящихся на корабле и на берегу

Дамбы Панамского канала

Вынутый при прокладке канала грунт был использован для сооружения Гатунской дамбы. Эта дамба сдерживает течение реки Чагрес, создавая озеро Гатун. Сама дамба имеет длину 2,5 км и ширину в основании почти 800 м. Она вобрала в себя почти одну десятую всего вынутого при строительстве канала грунта – приблизительно 16,9 млн куб. м камня и глины. В основу дамбы легли две стены из камня, полученного при прокладке Кулебрской выемки.

Дамбы у Педро-Мигель и Мирафлорес являются маленькими по сравнению с Гатунской. Они имеют скальные основания, а высота напора воды, который они выдерживают, составляют всего 12 м, тогда как Гатунская дамба сдерживает 24-метровый напор. Дамба у Педро-Мигель – это земляная насыпь длиной около 300 м, имеющая бетонное ядро. В Мирафлорес – две дамбы, одна земляная и одна бетонная, формирующие маленькое озеро площадью приблизительно 5 кв. км. Земляная дамба составляет в длину 210 м.

С целью более рационального использования природных ресурсов Гатунская дамба производит электричество для работы всех двигателей, управляющих шлюзами судоходного канала, и механизмов, которые буксируют суда через шлюзы. Механическая сила для регулирования уровня воды в шлюзах не требуется. Когда шлюзы работают, вода течет в шлюзовые камеры из озер или вытекает из них в зоны канала на уровне моря. С экологической точки зрения это не очень экономично, и сегодня потерю 196,85 млн литров пресной воды, которая случается при каждом пересечении канала, компенсируют лишь обильные в этом регионе осадки.

Стоимость расширения Панамского канала

По данным маркетинговой компании Simple Analytics, работа по расширению Панамского канала с целью увеличения его пропускной способности в два раза оценивается в 5,25 млрд долл. США.

Шлюзы Мирафлорес – первые шлюзы, которые проходят суда, плывущие из Тихого океана в Атлантический
Шлюзы Мирафлорес – первые шлюзы, которые проходят суда, плывущие из Тихого океана в Атлантический

Панамский канал: интересные факты

1) Считается, что в строительстве канала с французской и американской сторон приняли участие более 80.000 чел. При этом погибли более 25.000 чел.

2) Пока строительство плотины Гувера не привело к появлению водохранилища Мид, озеро Гатун было крупнейшим искусственным водоемом в мире.

3) Судно, идущее из Нью-Йорка в Сан-Франциско, выиграет 12.689 км, если направится через Панамский канал, а не вокруг Южной Америки.

4) Ежегодно для подрыва скал во время строительства канала использовались 4.535 тонн динамита.

5) Для сооружения одних только Гатунских шлюзов использовались1,53 млн куб. м бетона.

6) Чтобы проплыть весь 82-километровый канал, требуется около девяти часов. Однако корабль на подводных крыльях может пересечь канал менее чем за три часа.

7) Во время прохода одного судна через канал используется 196,85 млн литров воды.

8) Грузовой пароход «Анкон» был первым судном, прошедшим по каналу 15 августа 1914 г.