В этом году фильму Фрэнсиса Форда Копполы «Апокалипсис сегодня» («Apocalypse Now») исполняется 40 лет. Коппола пожертвовал многим ради этого фильма (парень заложил дом), но оно того стоило.
В самом разгаре война во Вьетнаме. Капитану Уилларду (Мартин Шин) приказано найти и убить в джунглях Камбоджи бывшего полковника американской армии Уолтера Курца (Марлон Брандо). Командование сообщило, что Курц дезертировал, сошел с ума и возглавил племя камбоджийских аборигенов, которые считают его богом. По пути Уиллард сталкивается со всеми ужасами вьетнамской войны.
Зачем зрителю знать о трудностях режиссера? Кому интересно что там случилось с исполнителем главной роли на съемках (Мартин Шин словил инфаркт)? Должно ли зрителя волновать, что Коппола потратил все свои сбережения на проект мечты? Да, потому что в этом и есть отличие потребительского подхода от правильного. Искусство (хорошее или плохое) - это вопрос подготовки зрителя к нему. Фильм «Апокалипсис сегодня» временами чересчур хорош. Да, многие и считают, что слабым местом является третий акт, где мы и встречаем Курца и его коммуну. Время показало, что критика философской части картины была не вполне обоснована. Коппола не подгонял сценарий под нее и не стал жертвовать последовательность сцен ради бессмысленной болтовни, хотя мог. Курц должен умереть при любых раскладах, а Уиллард должен отказаться от возможности занять место Курца. Никаких других вариантов развития событий и не могло быть.
Стоит ли говорить, что Мартин Шин и Марлон Брандо творят чудеса в этом фильме? У хорошего режиссера и полено играет (привет Линчу). Да и все остальные делают свое дело - Харрисон Форд, Роберт Дювалл, Деннис Хоппер, Лоуренс Фишбёрн отлично справляются.
Да, можно сказать, что фильм «Апокалипсис сегодня» про парня, который плывет вверх по реке и видит разное. Схема именно такая, но умелое вплетение различных философских мотивов делает картину сюрреалистичной и даже смешной. И это ее не перегружает, а идет на пользу.
«Апокалипсис сегодня» - вершина стиля Копполы и третий акт всего Нового Голливуда. Потом мы наблюдали его стремительный закат. Что делать, когда ты уже достиг вершины? Осторожно спускаться назад, к истокам.