Найти тему

ЕГЭ привел к разрушению системы образования России

В последние годы уровень образования в России стал резко снижаться. Так, в 2015 году лишь 2 процента участников «Тотального диктанта» смогли получить пятёрку. В романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев» был персонаж Эллочка Людоедка, которой в жизни для выражения всех мыслей хватало 30 слов. К сожалению, подавляющая часть молодёжи, уподобляясь этой даме, довольствуется крайне малым словарным запасом. С этим можно спорить и не соглашаться, приводить примеры одарённых детей, но факт остаётся фактом – современная молодёжь знает меньше, к учёбе относится поверхностно и не уважает труд учителей. В чём причина падения грамотности, разбирались корреспонденты радио «Русский край».

В России с 2009 года введён ЕГЭ. 1 января 2009 года вступили в силу поправки в законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», которые провозгласили ЕГЭ обязательным для всех выпускников, независимо от того, собираются они продолжать обучение в вузе или нет. Обязательным госэкзамен стал и для обучающихся в российских школах иностранных граждан, лиц без гражданства, беженцев и вынужденных переселенцев. Как утверждал в 2017 году тогдашний министр образования и науки Андрей Фурсенко, «ЕГЭ создал социальный лифт для выпускников, которые ориентированы на знания». Министр называл ЕГЭ лучшей из систем оценки знаний в стране. Этот экзамен и пришедшая вместе с ним реформа образования не является отечественной разработкой. Он скопирован с западных аналогов и насильно введён в России.

Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х годов, когда французские колонии в Африке обрели независимость. Уровень образования населения этих колоний был крайне низок, и чтобы молодёжь из колоний могла учиться во французских вузах, французские власти упростили систему экзаменов и ввели тестовые опросы. Выпускной экзамен совмещался со вступительным в ВУЗ. Но как оказалось, эта система привела к «отупению» нации. И уже через несколько лет правительство Франции отказалось от нововведений. Однако опыт новой системы успешно переняла Америка. Прагматичные американцы посчитали, что идея экзамена «2 в 1» менее затратна и очень удобна. И с того времени подобная система получила широкое распространение во всём мире. В России первые прообразы ЕГЭ появились в 1997 году - в отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.

Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, который возглавлял Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним из необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников.

Профессор кафедры математического анализа Российский педагогический университет им. Герцена Сергей Рукшин во время круглого стола «Проблематика и методика проведения общественной экспертизы реформы российского образования», прошедшего в октябре 2018 года, говорил, что нашей стране система ЕГЭ наносит огромный вред. По его мнению, придуманный для социализации в западной системе людей из развивающихся стран, Болонский процесс изначально предрекался разрушительным для реформы российского образования – он развалил хорошо продуманную традиционную систему подготовки специалистов. «Мы получаем бакалавров, которые подготовлены по практике хуже, чем выпускники техникумов, и магистров, которые совершенно не знают производства», - пояснял профессор.

С этим согласен и заслуженный учитель, депутат Государственной думы Александр Пятикоп. По его мнению, современные методы обучения никуда не годятся.

Александр Пятикоп: «Далеко не каждый набравший 100 баллов по ЕГЭ будет в перспективе хороший инженер и прочее. Даже любой экзамен в форме ЕГЭ — это не больше чем объём знаний на определенный момент времени. Если научно подходить к подготовке уроков, нужно в первые сутки объяснения нового учебного материала — его воспроизвести. Вот тогда отложение материала в памяти существенно меняется. Если в первые сутки не запоминается — сразу теряется 30% знаний, после вторых суток — 50%, после третьих суток остается 15%».

По задумке, ЕГЭ в нашей стране должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников. Якобы стандартная пятибалльная шкала с этой задачей давно уже не справлялась. Именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина. Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.

Но по факту получилась совсем иная картина. По словам Сергея Рукшина, все эти реформы фактически уничтожили единое образовательное пространство нашей страны. Ведь чуть ли не в каждом учебном заведении теперь разработана своя учебная программа.

Сергей Рукшин: «ЕГЭ должен был, согласно первоначальным намёткам, избавить нас от коррупции приёмных комиссий, дать школьникам поступать в удалённые ВУЗы, не тратя деньги на дорогу и так далее. Теперь не то что переехать из одного региона в другой, а перейти дорогу из одной школы в другую – это большой труд: несогласованность учебников, отсутствие единого по срокам прохождения материалов. А у нас в стране огромное количество народу – это и трудовые мигранты, это семьи, где люди работают вахтенным способом, это и семьи военнослужащих… Они все становятся заложниками разных программ».

По мнению Сергея Рукшина, образовательная реформа больно ударила по региональным ВУЗам, тем самым сильно повлияв на региональную экономику нашей страны. «Россия сильна регионами – именно в них сосредоточено огромное количество природных богатств», - пояснил профессор.

Сергей Рукшин: «Реформа больно ударила по региональным ВУЗам. Дело не в том, что она работает как пылесос, вытягивая из регионов России лучших выпускников в столичные ВУЗы. Можно было бы признать это благом, если бы, во-первых, дальше многие из этих выпускников, лучшие, не отправлялись за границу, а оставались в стране. Если бы значительный контингент людей, получивших прекрасное образование в лучших ВУЗах, возвращались к себе в регионы… Не едут лучшие обратно! Если выпускник петербургского горного института и поедет куда-нибудь, на шахту, разрез или нефтяное месторождение, то – главным инженером, а не сменным и буровым мастером. Таким образом разрушение региональных ВУЗов сильно влияет на региональную экономику. А Россия сильна регионами – в них сосредоточено огромное количество природных богатств».

Заслуженный учитель, депутат Государственной думы Александр Пятикоп полагает, что введение единого государственного экзамена в России привело к тому, что наше образование полностью утеряло свою фундаментальность.

Александр Пятикоп: «Особенность развития науки в России — это мощные фундаментальные направления. Не только в технических направлениях, но и гуманитарных. Мы потеряли фундаментальность советского образования, но не приобрели прикладной аспект. Мы сократили количество часов математики, физики, химии — сократили научный блок. Чего мы эти добились? Вы понимаете, какой конфликт разгорелся? Президент академии наук говорит, уберите ЕГЭ — люди перестают мыслить. Министр просвещения говорит, товарищи, ЕГЭ будет, мы будем совершенствовать… Мы вообще долго его совершенствуем».

В 1999 году в России создали Федеральный центр тестирования Минобрнауки, задачей которого было развитие в стране системы тестирования, а также осуществление мониторинга качества знаний обучающихся. Под руководством директора центра Владимира Хлебникова была разработана идея, технология и методика проведения ЕГЭ, а также его программное обеспечение и шкалирование результатов тестирования. Реализация нового плана началась практически сразу. И тут же вскрылось множество препятствий и «подводных» камней. Стало понятно, что с коррупцией ЕГЭ не справился.

По словам Сергея Рукшина, действительно, в приёмных комиссиях ВУЗов коррупции не стало, однако коррупциогенная составляющая переместилась в совершенно другие сферы. В частности, значительно расширился и подорожал репетиторский рынок. К тому же, произошли существенные изменения в сфере олимпиад - то, чем страна раньше гордилась, то, что было максимально честным и прозрачным, превратилось в коррупциогенный фактор. «Сейчас имеют место страшные факты, когда ВУЗы, проводящие олимпиады, силами своих преподавателей готовят к ним участников. А когда ВУЗ проводит рейтинговую, высоких категорий олимпиаду, а преподаватель этого заведения готовит ученика к ним, - это фактор, как минимум, коррупциогенный»,- пояснил Сергей Рукшин.

Депутат Госдумы Александр Пятикоп полагает, что коррупция в российском образовании при введении ЕГЭ увеличилась в два раза.

Александр Пятикоп: «С чего все начиналось? Начиналось все с 1992 года, когда Борис Ельцин подписал международное соглашение - так называемую Болонскую конвенцию, которая говорит о высшем образовании. Одной из производных Болонской конвенции стало введение ЕГЭ. ЕГЭ в России вводился с тремя задачами. Первое — искоренение коррупции в высшем образовании. Второе — доступность высшего образования. Третье — конкурентоспособность наших дипломов. Прошло время. Коррупция в высшем образовании увеличилась в два раза. Наши дипломы, как не признавались — так и не признаются. А если ты как родитель не заплатишь за натаскивание на ЕГЭ — у тебя будет такое ЕГЭ!...»

За время своего существования система единого государственного экзамена претерпела немало изменений. В итоге образовательные институты как в средней школе, так и в ВУЗах, полностью изменили систему обучения – теперь они занимаются тотальной подготовкой к ЕГЭ вместо прохождения учебных программ. Сразу же стали видны и другие недостатки реформы. Во-первых, тестирование не способно выявить уровень знаний, а процесс обучения попросту превратился в «натаскивание» на экзамен. Как считает Сергей Рукшин, с введением ЕГЭ само понятие учителя утрачивает своё значение. Объясняется это просто – из-за многочисленной бумажной работы и всевозможных дополнительных заданий, не имеющих отношения к учебному процессу, у педагога просто не остаётся сил и времени обучать школьников. К тому же современный учитель «в любой момент может быть наказан за любые мельчайшие отклонения родителями, учениками или администрацией школы».

Сергей Рукшин: «Уменьшился социальный статус учителя. Учитель, замордованный высокими нагрузками, совершенно непрофильными занятиями, вроде заполнения многочисленных бумажных и электронных документов, фактически по социальному статусу сейчас превратился в человека, который оказывает образовательную услугу, и может быть в любой момент родителями, учениками, администрацией школы и так далее существенным образом наказан за любые мельчайшие отклонения».

Введение единого госэкзамена привело к полному разрушению педагогического образования в России. В частности, в стране были закрыты или перепрофилированы более 40 педагогических высших учебных заведений. А профессия учителя стала невостребованной.

Сергей Рукшин: «Сам факт закрытия, а у нас закрыто и перепрофилировано более 40 педагогических ВУЗов, означает не просто неуважение к профессии, а отрицание самостоятельного статуса педагога по какому бы то ни было предмету. Преподаватель математики – это неплохой математик, преподаватель русского языка и литературы – это вовсе не человек, который кончил филфак, но которого не взяли в аспирантуру, издательство, редакцию и так далее… Во всяком случае, сейчас – под угрозой педагогическое образование. Статус педагогического образования действительно понизился, и сейчас мы переходим к ситуации, когда бакалавров, закончивших педвузы, директора крайне неохотно берут на работу из-за того, что они, зная математику, совершенно не знают методики преподавания».

По мнению Александра Пятикопа, ЕГЭ привело к тому, что современные педагоги совершенно не умеют учить детей. «Сегодняшние классические университеты не развивают педагогику и подготовку педагогов», - пояснил заслуженный педагог.

Александр Пятикоп: «Теперь о дидактике — это как вбить в голову. Я смотрю на нынешнее поколение теоретиков, такое впечатление, что в школе никто не работал. Моя бабушка, которая меня подготовила к школе, закончила один класс церковно-приходской школы. Но знала все и меня подготовила. Российская дореволюционная дидактика — сильнейшая. Сегодняшние классические университеты не развивают педагогику и подготовку педагогов. В дореволюционной России было 74 университета. Это научные кадры и кадры для ВУЗов. Теперь если хочешь, чтобы ребенку была поставлена функциональная грамотность, мы ищем ветеранов».

Многие учёные и педагоги, да и сами учащиеся и их родители, говорят о непомерной сложности заданий для школьников, и общем увеличении нагрузки на учащихся. Отсутствует индивидуальный подход к школьникам, не учитывается разница в условиях их обучения. Школьные медали и дипломы «с отличием» потеряли свою силу, а их обладатели лишились льгот: теперь они должны сдавать ЕГЭ на общих условиях. В связи с этим, как считает Сергей Рукшин, молодые люди потеряли возможность поступать в то высшее учебное заведение, в которое хотели. «Им приходится учиться в том ВУЗе, куда сможет пройти по баллам, полученным на ЕГЭ», - пояснил профессор.

Сергей Рукшин: «Теперь ВУЗы не имеют права выбирать себе контингент, за который отвечают. Это очень странная ситуация, когда тот, кто отвечает за качество подготовки специалистов, не имеет никакого влияния на право выбирать себе, если угодно, ”человеческое сырьё” для подготовки этих специалистов. ВУЗы обязаны брать тех, кого ЕГЭ им пошлёт. Больше всего страдают региональные ВУЗы и исчезает целевой контингент - человек поступает не туда, куда хотел, о чём мечтал всю жизнь, а туда, куда по баллам ему удастся поступить. И, безусловно, эти факторы нуждаются в тщательном анализе».

Нарекания и недовольство вызывают сами вопросы и задания единого госэкзамена – они настолько не объективны и, зачастую, ошибочны, что влекут за собой буквально катастрофические последствия. Известны случаи, когда это приводило к ужасным для учеников последствиям. К примеру, в одной из школ Калининградской области выяснилось, что один выпускник, который считался отличником, не сдал ЕГЭ вовсе, а другой, имеющий по всем предметам оценки ниже среднего, стал чуть ли не лучшим в классе по результатам тестового экзамена. И случилось это из-за волнения школьников – один запаниковал и неверно ответил на тестовые задания, хотя знал правильные ответы, а второму попросту повезло. И где же здесь объективность? Сыграл чисто человеческий фактор. Но разве нормально, чтобы при таком серьёзном экзамене, который по идее должен давать выпускнику дорогу в жизнь, допускались подобные промахи? Каждый здравомыслящий человек согласится, что нет.

С 2005 года образовательная реформа добралась и до Министерства обороны – появилась Государственная итоговая аттестация (ГИА) для выпускников суворовских военных, Нахимовского военно-морского училищ и кадетских корпусов. В этот же период у абитуриентов появилась возможность заочного поступления выпускников одновременно в несколько вузов. Причем, отправить документы можно было в неограниченное число учебных заведений (из тех, что засчитывали результаты ЕГЭ). А финансирование проекта ещё больше возросло. Также выявилась проблема неопределенности абитуриентов в своем выборе: они подавали документы на самые разнообразные направления, не тяготея к какому-либо определенному. Это создавало трудности не только при зачислении, но и во время дальнейшего обучения.

С этого времени тестирование для выпускников стало проводиться в два этапа: сразу по окончании школы (в мае-июне) и еще через месяц. Это было введено для того, чтобы у школьников еще было достаточно сил для экзамена, а также время разослать свои результаты в большее количество учебных заведений. Только вот большой вопрос: зачем, собственно, это нужно самим выпускникам? Ведь любой человек, тем более, школьник, во время экзамена, в какой бы форме он не проходил, испытывает стресс и волнение. А теперь российским школьникам приходится волноваться дважды. И это – не считая вступительных экзаменов. Проблемой стала и возможность подавать документы в неограниченное количество вузов. Из-за этого возникла огромная путаница и немало скандалов. Сложности возникали и в связи с тем, что многие абитуриенты не могли забрать оригиналы документов для поступления в выбранный вуз, поскольку их уже зачислили в другой.

Главный противник введения ЕГЭ, ректор МГУ Виктор Садовничий, назвал госэкзамен «кузницей посредственностей». Его точку зрения разделяли практически все ректоры крупных вузов России. Профессор Сергей Рукшин считает, что ЕГЭ привело к разрушению системы профессионального образования.

Сергей Рукшин: «Разрушена система профессионального образования. Падение технологической дисциплины на производствах, постоянные жалобы главных конструкторов оборонных отраслей, что у них нет инженеров и конструкторов нужной квалификации, свидетельствует о том, что система профессионального образования, от начального до высшего, безусловно, находится в упадке. Это – серьёзная угроза национальной безопасности и престижу Российской Федерации ан мировой арене».

В 2010 году Общероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг и департамента экономической безопасности МВД, провело оценку обязательного госэкзамена. Выяснилось, что объём коррупции в образовании лишь увеличился. Причем из вузов взяточничество перешло на уровень школы. В период проведения ЕГЭ в 2013 году было выявлено в сети Интернет в открытом доступе более 150 фрагментов экзаменационных заданий. Кроме того, почти в 2 тысячах групп в социальных сетях выпускники 11 классов решали задания в режиме онлайн всем желающим за небольшую оплату. Это стало одним из главных аргументов противников введения ЕГЭ в России. Ведь в итоге пострадали дети, которые честно занимались весь период учебы в школе и надеялись только на свои знания. Из-за липовых «стобальников» многие ребята не смогли поступить на бюджетные отделения в те вузы, в которые планировали. И вынуждены были либо отложить получение высшего образования, либо идти учиться на коммерческой основе.

На дворе 2019 год. Что же изменилось за это время? Профессор Сергей Рукшин считает, что систему образования в современной России нужно серьёзно пересматривать.

Сергей Рукшин: «Периодически устраиваемые вбросы и нервотрёпки также совершено не выдерживают критики. Нас всё время трясут, и систему образования, не принципиальными, не имеющими отношения к сущности образовательного процесса, вбросами».

Несмотря на критику, реформы в образовании только продолжаются. Предпринимаются судорожные попытки усовершенствовать ЕГЭ. Например, с этого года выпускники школ в заявлении на участие в ЕГЭ будут обязаны выбрать один из двух уровней ЕГЭ по математике: или базовый, или профильный. Если выпускник не справится с ЕГЭ по математике, то может заменить выбранный ранее уровень и сдать его повторно в резервные дни. А не сдавшие профильный уровень и в резервные дни, смогут сдать базовый для получения аттестата в сентябре. Помимо этого, в 2019 году выпускники прошлых лет, уже имеющие аттестат, не могут сдавать математику базового уровня. С 2017 года тестовая часть заданий ЕГЭ исключена практически из всех контрольно-измерительных материалов. К исключенным ранее тестовым частям добавлено исключение тестовой части из заданий ЕГЭ еще по трем предметам: физике, биологии и химии. Участники экзамена должны сами вписать ответ, а не выбрать его из предложенных. С этого года аттестат с отличием будут вручать тем выпускникам, которые имеют итоговые отметки «отлично» по всем учебным предметам, успешно прошли государственную итоговую аттестацию, а также сдали ЕГЭ по русскому языку и математике профильного уровня не менее чем на 70 баллов или на 5 баллов на ЕГЭ по математике базового уровня. Каждый год условия ЕГЭ меняют, и конца этим изменениям не видно. Может проще отменить его и вернуться к старой советской системе? Только кто наверху способен это признать?

Складывается впечатление, что введение ЕГЭ – это целенаправленная диверсия против России, навязанная под каким-то предлогом высшим российским чиновникам с целью подрыва российского образования и науки.

Программа «Специальный репортаж»

на радио «Русский край»

Автор: Наталья Плеханова