О том, что «Властелин колец» Толкина сыграл большую роль в его творчестве, Мартин говорит много и с удовольствием.
В частности, он регулярно рассказывает, как сильно его потрясла смерть Гендальфа, как же так, один из главных героев вдруг взял и погиб в первой трети повествования. Внимание, спойлер, Гендальф потом возродится и вернется, но вот это Мартину уже совсем не понравилось, умер, так умер.
Что сделал Толкин, написав "Властелин колец"? Фактически он создал фентези, как жанр. Героический эпос, в волшебных декорациях, где добро побеждает зло. Что сделал Мартин в "Игре престолов"? Он изменил жанр, заявив, что в жизни так не бывает, герой может быть трусом, может ошибаться, а добро не всегда победит зло. За черным и белым абстрактным злом и добром, он раскрывает грани поступков героев и точки зрения обычного человека. Отрицательный персонаж может быть обаятельным, справедливость не всегда идет на пользу.
Что делал Арагорн до встречи с хоббитами, почему много лет правящая династия Деметора должна без сопротивления уступить ему трон, только ли по праву рождения? Читая "Властелин колец" мы не ищем ответы на эти вопросы, признавая божественное право Арагорна, поддаваясь под обаяние его героических поступков.
Мартин в корне меняет эту концепцию. Он ставит перед читателями вопросы, на которые каждый находит свой ответ. Он вводит в линию повествования политическую составляющую, где, как в жизни, нет единого ответа и мнения. Каждый читатель выбирает себе ту линию, которая, как ему кажется, должна победить. И, сюрприз, сюрприз, Мартин не боится выводить этих персонажей из строя, устраивая им веселенькую смерть.
Магия в мире Мартина и магия в мире Толкина, играют совершенно разную роль. Уберите из мира Мартина магию, и все останется как есть, она декоративна, она технологична, она иногда приходит на помощь, но всегда разумна. В мире Толкина власть имеет очень четко выстроенная магическая структура, неподвластная живущим. Она прекрасна...
Женщин Толкина можно условно разделить на два типа : 1. те, что ждут героев дома, прекрасные музы, вдохновляющие на подвиги и поддерживающие. И даже не важно, хоббит эта леди или эльфийка, она все равно по сути остается для нас персонажем достаточно закрытым. 2. Малая категория женщин, принимающих какое то самостоятельное участие в действе. Мне приходит на ум только Галадриэль и Эовин, а это, согласитесь, очень малый процент на трехтомную сагу.
Я не умоляю значение женских персонажей "Властелина колец", но все же их роль более скрытая, не явная, они управляют своими владениями и борются с врагом "изнутри". Галадриэль не выйдет на поле боя, ее победа над врагом ментальная.
Женщины Мартина полноценные действующие лица, они бьются, дерутся, зубами выгрызают свое. Он очень быстро избавляет их от иллюзий, заставляя взрослеть и принимать свои решения.
Часто в обсуждениях всплывает «Это же Мартин, у него не может быть happy end». Ровно наоборот, это Мартин, поэтому у него будет счастливый конец.
Противопоставляя Толкину с его абсолютным злом и абсолютным добром совершенно живых персонажей, способных на поступки разной полярности, Мартин в конце покажет Возвращение короля, по масштабу сравнимое с коронацией Арагорна сына Араторна, обретение покоя для тех, кто этот покой заслужил и возможности восстановить свой дом тем, кто найдет в себе для этого силы. Истинный король обретет корону, зло будет наказано, а магия уйдет из мира